МАВЗОЛЕЙ  САЙФЕДДИНА  БОХАРЗИ И  БУЯН-КУЛИ-ХАНА.

 

Мавзолей Сайфеддина Бохарзи

 

 

В загородной местности Фатхабад, к востоку от средневекового города, за бывшими Каршинскими воротами стоят два мавзолея. Это – остатки некогда обширного архитектурного комплекса, образовавшегося у могилы поэта и богослова Сайфеддина Бохарзи, жившего в конце XII — середине XIII в. Целый квартал рабада занимали здесь обители-ханака, где бедняки и больные проживали на средства, завещанные богатыми филантропами. Оба мавзолея были возведены в XIV в., когда области Мавераннахра, номинально входя в состав державы Чагатаидов, постепенно высвобождались из-под монгольского ига, а культура Средней Азии начинала возрождаться после разорения  XIII в. Оба сооружения представляют собой дальнейшее развитие архитектурной темы мавзолея своей планировкой. Оба они прямоугольны в плане; это уже не однокамерные усыпальницы, подобно мавзолею Саманидов, а здания более сложного плана – с усыпальницей-гурханой и комнатой поминовений – зиаратханой.  Оба имеют порталы и по два купола над внутренними помещениями. И в то же время разительно отличаются своими размерами и украшениями. Архитектурное решение этих мавзолеев было для своего времени новаторским: это один из ранних примеров двухкамерного мавзолея.

 

Мавзолей Сайфеддина Бохарзи отстроен над погребением известного среднеазиатского мистика (умер в 1261 г.), но не сразу после его смерти. В XIV в. были возведены основные помещения, а в XV или XVI вв. – входной портал. Сооружение имеет ступенчатый корпус, соответствующий разным по объему купольным залам внутри: большой – зиаратхана (со стороной 12,1 м), меньший – гурхана (9,5 м). На боковых стенах зиаратханы – порталы, рамы которых не выступают из главного объема, а лишь приподняты над ним. Главный вход выделен сильным пештаком с трехчетвертными башенками на углах и сквозной аркатурой над сводом портальной ниши. Никакого декора нет ни снаружи, ни внутри. Интерьеры памятника оформлены архаическими конструктивными приемами и поэтому его долго считали произведением XIII в.: угловые арки и свесы купола над парусами заполнены гроздьями ячеистых сталактитов и уступчатыми П-образными, перспективно отступающими рамами. Стилизация «под старину» была сделана мастерски в XIV в. с тонким чувством масштаба, в очень выразительных формах.

 

Зиаратхану отличают просторность, легкость, ясность архитектурного построения.

 

Единственно богатый в декоративном отношении элемент в этом памятнике составляло роскошное деревянное надгробие XIV в., поставленное в помещении гурханы. На нем были прочтены даты жизни Сайфеддина Бохарзи: 1190-1260/61 гг. В центральном поле его лицевой стенки – фестончатая арочка на стройных фигурных колонках и в ней – сложная вязь арабской надписи, прославляющей шейха. Две боковых филенки и обрамляющие их пояса заполнены резным орнаментом по преимуществу растительного характера. Замысловатость лиственных сплетений  здесь безгранична, резьба очень тонкая и многоплановая, рисунок отчетлив. Надгробие Сайфеддина Бохарзи – один из шедевров резьбы по дереву средневекового Востока. В контрасте с мавзолеем Бохарзи мавзолей Буян-Кули-хана, который как бы почтительно отступает от погребения святого, невелик по размерам, но параден по отделке. Буян-Кули, монгольский хан, правивший страной в середине XIV в., был убит в 1385 г. во время народного восстания в Самарканде и погребен в мавзолее, отстроенном бухарскими мастерами.

 

Призматический объем мавзолея также заключает в себе два помещения, перекрытых куполами: зиаратхану и гурхану. Главный фасад мавзолея оформляет стройная арка портала, которая почти не выступает. Он лишь приподнят над участками смежных стен. Остальные фасады гладкие. Платформа, на которой стоит мавзолей, облицована традиционным мотивом: парная кладка кирпича со вставками голубых глазурованных «бантиков».

 

Главная художественная ценность мавзолея – резная поливная терракота (сохранившаяся далеко не целиком) на фасаде и в интерьере. Крупные, цельные декоративнее блоки то с плоской, то с вогнутой поверхностью покрыты резьбой преимущественно сложного растительного узора, который сочетается с надписями и геометрическими сетками. Гамма цветов характерна для предтимуровской поры: голубой, марганцево-черный, белый, синий.

 

Если зиаратхана мавзолея Бохарзи просторна, легка, светла, то в мавзолее Буян-Кули-хана она невелика, интимна и утопает в полумраке. Еще более темной предстает гурхана, обведенная по бокам коридорами, как это делалось в буддийских храмах. Захоронение в гурхане отмечено трехступенчатым майоликовым надгробием.

 

Этот мавзолей был создан до знаменитых тимуровских усыпальниц ансамбля Шахи-Зинда в Самарканде, но может соперничать с лучшими из них.

[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]