Монументальная архитектура Хорезма
В архитектура Хорезма как и другие города Средней Азии процесс формообразования пошел в русле развития арочно-сводчато-купольных монументальных систем. Интересы долговечности и увеличения размеров зданий вели к поискам иных строительных средств, чем дефицитный лес и тяжелая глинобитная кладка – пахса. Таким гибким и универсальным строительным материалом был избран плоский квадратный кирпич, сначала сырцовый, а затем жженый, получивший преимущественное применение в монументальном строительстве, начиная с конца IX – начала Х веков. Формат кирпича в эпоху развитого средневековья ограничился пределами 21-28 см в стороне квадратной плитки при толщине 3,5-6 см, изменяясь с веками от меньшего к большему. Кирпич в постройках позднего Хорезма довольно однороден, стороны его колеблются в пределах 25-28 см при толщине 4,5-6,5 см. Сырьем для кирпича, вяжущего раствора кладки, керамической основы декоративных плиток служила та же лёссовая глина. Камень, которым не богат Хорезм, сравнительно мало употреблялся в строительстве. Применение его ограничено устройством гидроизоляционных прокладок в цоколях общественных зданий, резных каменных баз деревянных колонн, полов, лестниц и отмосток в парадных частях зданий ханского строительства, в облицовке хаузов.
Решая задачу безлесного перекрытия обширных помещений, зодчие Средней Азии естественно пришли к форме купола, напоминающей своды первичного человеческого жилища – пещеры, а затем – юрт у кочевых народов. Так, описывая юрту в Хорезме, арабский путешественник Ибн-Фадлан употребил для нее слово «кубба» — купол. Купол на квадратном основании, полученном тем или иным способом (четыре несущие стены, четыре несущие арки), оказался одной из универсальных конструкций, разрешающей пространственные задачи. Со временем менялись очертания кривой купола и подкупольные конструкции, из которых какая-то часть закрепилась и в Хорезме. Здесь не происходило одновременного с другими областями Мавераннахра полного обновления конструкций в характерные эпохи. Например, развитых сетчато-звездчатых щитовидных парусов и конструкций куполов на пересекающихся арках, свойственных архитектуре Мавераннахра XIV-XVII вв. (как в Бухаре), в зодчестве южного Хорезма нет.
Купола в архитектуре Хорезма, как правило, одинарные, сфероконической формы, с абрисом, характерным для позднего времени: крутого изгиба на подъеме и спрямленной, конической вершиной, более приземистые, чем это было в пору зрелого средневековья. Этим же отличаются и формы хивинских арок на порталах-пештаках и нишах внутри и на фасадах зданий, хотя их геометрические построения далеко не одинаковы. Хорезмийские порталы характерны, сильно вытянуты и утончаются кверху, увенчаны сквозной или глухой аркатурой, имитирующей ревак, украшены сталактитовым карнизом.
Для позднего зодчества Хорезма, протекавшего в условиях последствий жесточайшего экономического кризиса XVIII в., не исключено в отдельных случаях некоторое снижение качества строительства, даже в самых капитальных постройках. Так, основание купола может оказаться не идеально круглым, а подпрямоугольным, с закругленными углами, или даже трапециевидной формы, как в центральных отсеках тима Аллакули-хана, что было бы невозможно в эпохи классического расцвета зодчества.
В обзоре конструкций, характерных для архитектуры Хорезма — , нельзя обойти устройство оснований стен и фундаментов в условиях засоленных грунтовых вод, стоящих на глубине всего 2-2,5 м от низа стен. В Хорезме, как и в Бухарском оазисе, подпочвенные воды – высокого стояния и засолены агрессивными примесями. Поднимаясь по капиллярам, вода проникает в поры пахсы, кирпича, дерева, разъедает раствор, разрушая основание здания. Поэтому, уже при рытье котлована, дну его придается уклон для сброса вод. Основание котлована уплотнялось засыпкой слоя песка, глиняной заливкой или ганчевой смазкой. Фундаменты хивинских зданий выкладывались без расширения от толщины стен; глубина их заложения в разных случаях колеблется от 1,5 м до 0,5 м. В подземной части кладка велась не горизонтальными рядами, в «в елочку», наклонными и встречными друг к другу рядами кирпича, что играло роль и в выравнивании нагрузок при землетрясениях. В надземной части стены, на высоте 0,2-0,5 м устраивались специальные гидроизоляционные прокладки из деревянных брусьев, каменных блоков или, чаще всего, нескольких слоев берданы или камышовых матов – чии.
УНИКАЛЬНАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ АРХИТЕКТУРА ХОРЕЗМА
Когда ходишь по улицам и пустынным, особенно ранним утром, площадям Хивы, трудно избавиться от ощущения, что ты попал в павильоны большой киностудии, опустевшей после оживленного рабочего дня. Поразительны цельность и нетронутость заповедного городского ансамбля. Сейчас трудно представить, что у этих древних стен, у лавок, на базарных площадях шумела пестрая толпа; что в мечетях в положенные часы совершались намазы, и старцы в чалмах простирались перед михрабной нишей; что с прославленных мазаров неслось бормотание чтецов Корана, перебиваемое порой протяжными возгласами муэдзинов; что в ханском дворце торжественно принимали послов, а на площади перед Куня-Арком, в яме со стоком палач убивал осужденного.
На относительно маленьком куске земли, зажатом крепостными стенами, столпилось несколько десятков медресе и мечетей, дворцов, минаретов, святилищ, сотни плоских крыш, глиняных заборов, карнизы приподнятых айванов – и все это стиснуто в плотный клубок, переплетено и наслоено, на беглый взгляд, бессистемно. Нагромождение стен прорезано ущельями улиц и переулков, очень редко мелькнет открытое пространство небольшой площади да рванется к небу дерзкая вертикаль минарета.
Несколько десятилетий назад часто говорили о хаотичности застройки центральной части Хивы, об отсутствии здесь ансамблевых, пространственных решений, знаменующих высшее достижение архитектурного синтеза и культуры градостроительства. И это оказалось неверным. Внимательный анализ комплекса Ичан-калы показал, что даже в вынужденных, исторически данных сложных условиях застройки города архитекторы и строители повсеместно демонстрировали искусность пространственного решения, возводя изумительные по соотнесенности частей городские ансамбли.
Один такой крупный общественный форум, включивший в себя караван-сарай, торговый пассаж, бани, мечеть, медресе, сложился у восточных ворот Ичан-калы.
Если посмотреть на город с вершины холма Ак-ших-бобо в Куня-Арке, то можно увидеть, как среди рядовой застройки выделяются перетекающие друг в друга общественные комплексы, нанизанные на широтную ось города, соединяющую восточные и западные ворота. На перекрестке ее с ул.Хивинской, идущей от южных ворот к северным, образовалась центральная площадь перед городской мечетью Джума, ограниченная фасадами медресе Кутлуг-Мурад-инака, Мухаммед-Амин-инака, Матпана-бая, уравновешенная вертикалью минарета, встроенного в стену мечети.
К югу от распластанного объема мечети Джума, по второстепенной улочке Бухарской, сложился еще один центральный ансамбль — Пахлаван-Махмуда, а напротив него – одно из старейших в Хиве медресе Ширгази-хана. Перспективу улочки замыкает площадь, обстроенная в начале ХХ в. визирем Асфендияр-хана Ислам-Ходжой: два медресе, русско-туземная школа и великолепный минарет, увенчавший ансамбль Ичан-калы.