КАЛЬТА-МИНОР

Кальта-Минор Мухаммеда Амин-хана 

 

Наиболее крупным минаретом в Средней Азии предназначалось стать минарету Кальта-Минор, если бы он был достроен: при диаметре основания в 14,2 м высота его достигла бы 70 м. Как сообщает хивинский историк Мунис, стройка остановилась на середине из-за смерти Мухаммад Амин-хана после битвы с туркменами в 1855 году. Минарет так и назвали «кальта», т.е. «короткий».

 

Мухаммед Амин-хан, обуреваемый честолюбием, решил построить большое медресе и возвести рядом с ним минарет, самый высокий в Средней Азии. Медресе он построить успел, а вот минарет только вышел из земли, но даже и его основание равняется уже современному 8-этажному дому (высота минарета 26 м). Еще бы пару лет, и поднялась бы в Хиве высоченная башня, внушая восхищение и зависть властелинам мира.

 

По легенде, бухарский эмир, узнав о строительстве необыкновенного минарета в Хиве, задумал построить такой же и в Бухаре и договорился с мастером, что, окончив постройку, он выполнит заказ. Хивинский хан, узнав об этом, сбросил мастера с минарета, и поэтому тот остался недостроенным (хотя мог бы и дождаться окончания строительства). По другой версии, хан запер мастера до окончания строительства, но мастер сбежал, и потому минарет не достроен.

 


Но и сейчас Кальта-Минор грандиозен. Это впечатление усиливается еще и тем, что минарет воздвигнут на сравнительно небольшой площадке, стиснутой между стеной крепости и медресе. И вот этот-то контраст масштабов и создает оригинальную пространственную композицию.

 

Минарет энергично сокращается в диаметре по высоте, что должно было обеспечить ему должную устойчивость. Уникальность сооружения заключается  не только в его размерах, но и в необычном декоре.  Поверхность минарета целиком облицована глазурованными изразцами холодной гаммы разных оттенков голубых тонов. Темно-бирюзовые однотонные пояса, выложенные горизонтальными рядами поливных плиток, отделяются полосатыми «дандана» из голубых и белых вертикально стоящих плиток от поясков с рисунком в виде крестиков на голубом фоне. Голубые плитки разнятся по оттенкам: темно-бирюзовый, молочно-голубой, светло-фиолетовый, зеленоватый, создавая эффект нюансов.

 

Минарет остался незаконченным, но мастера, возводившие его, не отнеслись небрежно к своему детищу. Они завершили круг кладки и так подобрали орнаментальный мотив, что вершина гигантского цилиндра выглядит вполне законченной, и весь Кальта-Минор, несмотря на недостроенность, не вызывает сиротливого чувства. Он кажется новым, оригинальным творением необычной формы.


читать далее…>>> “Медресе Ислам-Ходжи” 


[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]