Медресе и минарет Ислам-Ходжи
Медресе Ислам-Ходжи, построенное в 1908 г., — небольшое. Но общий для медресе и минарета четкий и лаконичный декор связывает их в единую архитектурную композицию. Фасадная часть медресе двухэтажная. По бокам входного портала расположены двухъярусные арочные лоджии, фланкированные по углам традиционными башенками. Майоликовые тимпаны и заполнение входной ниши оживляет внешний облик здания. Внутри – прямоугольный двор, окруженный одноэтажными худжрами. Наиболее крупный элемент медресе – купольная мечеть. Она расположена в углу двора и примыкает к минарету. Мечеть перекрыта трехъярусным, приплюснутым куполом, который возвышается над медресе и другими постройками.
Расположенное напротив медресе и замыкающее небольшую площадь между ними здание новометодной школы (1912 г.), вполне светское по назначению и европейское по архитектуре. Здесь, в отличие от старых мактабов и медресе, где господствовал религиозный догматизм, преподавали светские дисциплины, более соответствовавшие новому времени. По архитектурно-художественным данным здание школы значительно уступает находящимся рядом медресе и минарету. Оно значительно проще. Это обычное двухэтажное здание из жженого кирпича.
Его главный фасад (остальные – глухие) организован ритмом плоских пилястр (выступающих полуколонн) и прямоугольных окон в простых кирпичных наличниках. Только тонкие башенки по углам с глазурованными декоративными куполками указывают на принадлежность этого здания Хиве. Резко выделяясь в плотной, традиционной застройке Ичан-калы, это здание по облику и назначению свидетельствует о начавшемся вторжении новых веяний, проявившихся в новых формах и конструктивных приемах. Когда в Ташкенте и других городах Туркестанского генерал-губернаторства в жилых домах коренного населения уже широко применяли железо, стекло и другие привозные материалы, в жилых домах Хивы продолжали господствовать местные традиционные архитектурно-конструктивные приемы.
Своеобразное географическое положение городов Хивинского ханства, в то время связанных с промышленно развитыми и торговыми городами Средней Азии только караванными тропами и маломощными судами Амударьи, привело к тому, что внедрение новых прогрессивных строительных материалов промышленного производства в массовое жилое строительство было затруднено.
И все же, несмотря на сохранение старых форм общественной жизни и оторванность Хивы от крупных культурных и экономически развитых центров, с начала ХХ в. стали намечаться перемены.
ДЖАДИДИЗМ В ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ
В Средней Азии развилось прогрессивное движение национальной буржуазии за реформу образования, за изучение «светских» дисциплин, не связанных с богословием. Оно получило название «джадидизм», происходящее от арабского «усули джадид», т.е. «новый метод». В Хивинском ханстве движение это не получило такого широкого развития, как в Бухарском эмирате и в других районах Туркестанского генерал-губернаторства. Однако и здесь среди косного реакционного руководства ханством появились люди, понимавшие важность общения с русским народом, важность внедрения новых видов образования, здравоохранения и прочих необходимых учреждений.
Таким человеком в Хиве стал Ислам-Ходжа – визирь Асфендияр-хана, с именем которого связано строительство первой новометодной школы, возведенной на его собственные средства. Он добился отпуска средств на постройку почтово-телеграфной станции (1912 г.) и больницы (1912 г.). До установления Советской власти жители лечились у знахарей – табибов. Эта больница стала единственной в Хивинском ханстве. Она могла принять 100 больных, которых обслуживали два русских доктора.
До начала ХХ в. Хивинское ханство не имело организованной почтовой связи ни внутри государства, ни вне его. Почту привозили курьеры – чапар, верхом на конях или ослах. Открытие почтово-телеграфной станции было шагом вперед в развитии культуры Хорезма. Здание построили в Дишан-кале, напротив больницы.
Оба здания построены в формах казенного «кирпичного» стиля, оба украшены декоративными элементами, присущими среднеазиатской архитектуре: башенки-гульдаста на углах и при входе, порталы, парапеты. В декоре применена хивинская майолика синих и белых плиток. В большом панно на главном фасаде больницы была сделана надпись на русском языке, белыми буквами на синем фоне: «Хивинская больница имени наследника цесаревича Алексея основана Сейид Асфендияр Бахадур-ханом в 1912 г.». На здании почты в узком прямоугольнике панно среди надписи арабским шрифтом на узбекском языке имеется дата 1330 г.х. (1912 г.).
ИСЛАМ-ХОДЖИ ПРОТИВ ВАРВАРОВ
По приказу Ислам-Ходжи строились мосты и благоустраивались дороги. Он задумал соединить железной дорогой Хиву с Чарджоу и тем самым покончить с изолированностью ханства. Ислам-Ходжа вынашивал проект конституции, по которой хан отстранялся от государственной власти и получал лишь процент с дохода на свое содержание. Известен ряд публичных выступлений Ислам-Ходжи против варварских и разорительных религиозных обычаев. Он требовал также пресечения произвола чиновников и введения административных реформ, которые предупредили бы растущее недовольство крестьянских масс. Это согласовывалось с мнением Туркестанского генерал-губернаторства. Ханское правительство вынуждено было в 1910 г. опубликовать манифест, ограничивающий права земельной аристократии и духовенства, вызвавший волну реакции. Озлобленное духовенство угрожало ненавистному визиру. А он ответил так: «Философы никогда не убивали верующих. Верующие часто убивали философов».
Во дворце созрел заговор. Был объявлен «катаган» — запретный день, когда женщинам разрешается выйти из гарема. Жители в этот день не появлялись на улицах. Хан пригласил Ислам-Ходжу во дворец и отпустил его только после позднего намаза. По дороге в загородный дворец возле кладбища Оглан-Адиз-бобо Ислам-Ходжу убили. Асфендияр-хан плакал и лицемерил, а затем приказал убить всех исполнителей этого темного дела. Приехавшую из великодержавной России комиссию подкупили, а затем возле озера Корв открыто застрелили сына Ислам-Ходжи Абдусалям-ходжу. Любимца и помощника Ислам-Ходжи – строителя Раим-Бергена закопали живым в землю.
Выдающийся хивинский поэт Аваз Аттар писал:
«Кто на земле несчастней нас и кто слабее нас, народ? …
Меч угнетенья на куски тебя рассек, народ.
Доколе несколько невежд тобою будут управлять?
Доколе будешь ты рабом и слезы лить из глаз, народ?»
Асфендияр-хан был ненавистен за свою жестокость и порочность. В народе пели крамольные куплеты:
«Был хан Асфендияр –
Мы все плакали кровью.
Лепешка превратилась в кукурузу…»
В октябре 1918 г. хана выманили из его дворца в Дишан-кале (Нурулла-бай) и застрелили в упор. Смельчаки – их было несколько человек – безбоязненно прошли сквозь онемевшую толпу придворных, телохранителей и стражи, вскочили на коней и безнаказанно проехали через весь город.
читать далее…>>> Джума-мечеть Хивы