Дворец Кубла — Тоза-бог (1893-1914 гг.).
В 1893 г. за пределами Дишан-калы Мухаммед Рахим-хан II начинает строительство летней резиденции. Дворцовый комплекс расположен на двух разобщенных территориях площадью застройки до 0,5 га каждая, состоящих из трех приемно-хозяйственных и внутренних жилых неравных по величине дворов. Они обстроены по периметру двухэтажными жилыми помещениями за высокими айванами и службами. На одной из резных колонн айвана читается дата 1333 г.х. – 1914 г., вероятно, окончание строительства. В планировке используется прием организации пространства дворами, присущий и городским дворцам Хивы – Куня-Арку и Таш-хаули. Парадный двор в комплексе имеет большой хауз посередине. В этом же дворе находятся приемные залы с большими европейскими окнами. В главный зал ведет монументальный кирпичный портик (выдвинутый вперед по отношению к фасаду вход). Портик украшен кирпичной мозаикой из синих и белых плиток на фоне шлифованного кирпича, аналогично декору почты и больницы в Дишан-кале. В главном зале сохранился уникальный расписной плафон, исполненный в лучших традициях народной архитектуры. Интерьеры дворцовых залов сплошь покрыты такой же позолоченной и расписной ганчевой резьбой, как в приемной дворца Нурулла-бая в Хиве, в стиле модерн. Однако простые дощатые полы и расписные фанерные потолки делали эти помещения значительно проще.
Общие размеры дворца Тоза-бог – 50,0х123,0 м.
Неповторимый ансамбль Хивы – не случайность, а закономерный творческий итог труда и опыта хорезмских зодчих, унаследовавших архитектурно-строительные традиции Хорезма, колыбели древней культуры восточных народов. Изучение и сохранение памятников стало делом государственной важности.
Территория Ичан-калы объявлена Государственным историко-архитектурным музеем-заповедником.
Широкая программа реставрационных работ в заповедном городе предусматривает восстановление не только всех памятников зодчества, но и древнего подземного хозяйства, утраченных зон городской среды, а также использование и приспособление отреставрированных зданий для современной жизни.
Новая социальная деятельность вызывает рождение совершенно иных форм зданий, строительство которых, однако, согласуется с интересами охраны памятников. Современный общественный центр Хивы создан на специально выбранном участке в северной части Дишан-калы, где нет монументальных памятников архитектуры. На участках, отведенных под строительство, тщательно изучаются все дома. Имеющие художественную или историческую ценность сохраняются на месте или переносятся.
Хиве не грозит подавление древних памятников растущей современной городской средой. Архитектура нового центра не спорит с памятниками, хотя она и выполнена в современных формах. Размеры, этажность, масштаб, кирпичная фактура стен – все согласуется с параметрами заповедного города.
читать далее…>>> Хоразм