ДВОРЕЦ АК-САРАЙ В ШАХРИСАБЗЕ

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДВОРЦЕ АК-САРАЕ (город Шахрисабз) | Проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»


Немного о дворце Ак-Сарай.


   В северо-восточной части шахрисабзского хисары стабилизировался дворцовый комплекс, включая площадь, дворец Ак-Сарай и хорошо распланированный сад. До наших дней от него дошли только руины портального входа. О первоначальном облике президента можно было бы догадаться, если не уточнять его описание, сделанное современником и очевидцем – Рюи Гонзалесом де Клавихо. В своем «Дневнике путешествия ко двору Темура в Самарканде в 1403-1406 гг.». он воскрешает перед нашим мыслительным взором великолепие здания, которое сверкало, даже слегка путешествовало по Европе и Востоку испанского гранда.


   Дворец потряс воображение современников. «Никто в мире ему равного не наблюдал и подобного не постигал…», — написал летописец Темура Низам ад-дин Шами . Ныне сохранился лишь портал, который свидетельствует, что дворец был выполнен в характерных для Темуры преувеличенных формах, поражавших зрителя не только сверхчеловеческими масштабами, но и изощренностью декора. Из последнего строительства сейчас остались два разобщенных пилона, соединенных некогда аркой пролетом 22,5 м., самый крупный из известных в Средней Азии.


   По бокам пилоны по бокам расположены буквами башней на граненном основании. Внутри каждой башни и на стоянках построены винтовые лестницы с выходами на разные уровни, которые сейчас располагаются на боковой стороне торцов. На щековых стенах портального свода расположены две ниши, на щипцовой – входная арка, обрамленная жгутом; на ней были когда-то навешены тяжелые двери.


   Современная высота руин достигает 30 м., но первоначально (исходя из анализа пропорций — ширина 50м., глубина фундамента и т.д.), она могла быть в 1,5 раза выше (70м.).


   Огромные плоскости сводов фасадов, угловых минаретов представляют собой сплошную панцирем изразцовых мозаик и майоликов, сочетающих в себе геометрические и растительные орнаменты. Все уровни растут на крупных и мелких панно. Членство в этом отношении должно быть открытым и узкими полосками надписей. Архитектурный декор Ак-Сарая производит впечатление необыкновенного разнообразия узоропостроений, высокого мастерства исполнения, насыщенности орнамента и цветов. Но перегрузки ни в узоре, ни в цвете нет, при всем богатстве полихромии цветов, покрывающих руины портала, создается впечатление уравновешенности.


   В его декоре заметное место занимают кирпичные мозаики из синих, голубых, редко – белоснежных кирпичей на фоне глазурованного строительного кирпича. Они заключаются в крупные геометрические и геометрические эпиграфические узоры на башнях и в плафоне свода. Надписи заключаются либо внутри фигуры гириха, зашифрованными формулами буквами куфи, либо расширяются полосами найденных архитектурных элементов. Такова, например, двухметровая полоса, расположенная круглая, примерно угловых башен. Здесь начертана почерком куфи, традиционная на Востоке богоданная фраза, утверждающая характер царской власти, «Султан – тень Аллаха (на земле)». На восточной башне каллиграф, или скорее мастер, выкладывающий надпись, не рассчитал форму поля, и она дана в неполном и кощунственном положении с точки зрения уменьшенного света — «Султан — тень».


   Господствующим цветом на фоне сапфирово-синий, узоры выполнены голубыми, белыми, желтыми, темно-зелеными, иногда на фоне салатно-зелеными и красно-подглазурными красками. Орнаментация в основном стилизованно-растительная и имеет безграничное разнообразие мотивов – розеток и карточек, завитков и сплетений условно трактуемых ветвей, листьев и цветов; применения и гирихи, а также с растительным заполнением внутри геометрических фигур.


   В мозаике и майолике выполнены некоторые панно и полосы надписей, введенные в изображение портала в виде мужских архитектурных форм. Гибким вычурным почерком сульс на основе манстрических символов – константная формула, цитирование священных текстов, встречается и обозначает световое содержание. В основном это славословие в честь строителей дворца….