Династия мангытов насчитывает 8 эмиров:
-
Мухаммад-Рахим (1747-1758 гг.);
-
Даниялбий, его племянник (1758-1785 гг.);
-
Шах-Мурад, его сын (1785-1800 гг.);
-
Хайдар, его сын (1800-1826 гг.);
-
Насрулла, его сын (1826-1860 гг.);
-
Музафарэтдин, его сын (180-1885 гг.);
-
Абдулахад, его сын (1885-1910 гг.);
-
Алимхан, его сын (1910-1920 гг.).
Уже Мухаммад-Рахиму пришлось подавлять восстание племени бургут, населявшего Нурату (средняя часть долины Зеравшана между Самаркандом и Бухарой). Он уничтожил их укрепления и переселил всех в бухарский тумень, ликвидировал также укрепленные пункты мианкальских кипчаков, всех их вождей казнил, а простых людей выселил, места их проживания заселил карлуками из Несефа. В то же время он переселил племена етти-уруг и бахрин в окрестности Бухары. Мухаммад-Рахим покорил Шахрисабз, Хиссар и Куляб и переселил в Хиссар племена юз, кенегес и сарай.
Смерть Мухаммада-Рахима в 1758 г. послужила своеобразным толчком к новой волне феодального анархизма. Некоторые узбекские племена попытались, пользуясь временным безвластием, совершить государственный переворот и положить конец господству мангытов. Однако Даниялбию удалось быстро овладеть положением. Он разгромил восстание юзов и усмирил феодалов Хузара и Шахрисабза.
Борьбу с феодальным сепаратизмом продолжил его сын и наследник Шахмурад (1785-1800). При жизни Даниялбия Шахмурад был правителем Самаркандского вилайета. Несмотря на увлечение дервишизмом, Шахмурад заботился о восстановлении порядка в городе. При нем была восстановлена Даргомская плотина, и город снова стал получать воду. Он отражал набеги кочевников и привлекал в город жителей. Узбеки заняли земли в Самаркандском вилайете и восстановили оросительные системы по Амударье и Кашкадарье.
Особое внимание Шахмурад уделял медресе. Назначал преподавателей и возобновил чтение лекций. Однако бедность казны заставила ограничиться только ремонтом уцелевших медресе и мечетей, да пристройкой незначительных зданий из кирпича, который брали из развалин древних памятников.
Шахмурад старался привлечь на свою сторону дервишские братства. Он призывал отказываться от наследства, и после смерти отца раздал свою долю в виде подаяний. В одежде кающегося грешника, повесив на шею шашку, он ходил по базарам, громко плакал и просил у всех прощения за бедствия, причиненные народу его отцом Даниялбием. Затем он удалился в соборную мечеть Бухары, где в уединении провел целый год.
После смерти Даниялбия в эмирате усилились смуты и волнения. Шахмурада пришлось долго уговаривать принять трон. Но, даже став эмиром, он по-прежнему вел аскетический образ жизни: тратил в сутки по 1 танга (20 коп.), надевал ветхую одежду, ел скудную пищу, ночевал в старой рваной палатке, никогда ни у кого не бывал на пирах и ни от кого не принимал подарки.
Шахмурад вел войны против Ирана, который представлял постоянную угрозу государству. В 1786 г. ему пришлось усмирять феодалов Кермине, Шахрисабза и Ходжента. В этом же году он совершил поход на Мерв и разграбил его. Он вел войну с Афганистаном из-за бывших бухарских владений на левом берегу Амударьи. В конце 80-х годов XVIII в. был заключен договор, по которому Амударья была признана границей между Бухарой и Афганистаном.
Правители Бухары провозгласили себя «повелителями правоверных», а вся Бухара должна была стать стражем и столпом ислама в Средней Азии, «Куполом ислама», каким когда-то был Балх. Вся духовная жизнь направлялась Кораном, а вся бытовая жизнь, все гражданские и уголовные дела должны были определяться шариатом.
Эмир являлся одновременно духовным главой государства и признавался мусульманскими проповедниками наместником Мухаммеда – халифом, охранявшим чистоту ислама.
По шариату эмир получал право на жизнь и смерть своих подданных, а также право на имущество всех жителей эмирата. Он был синонимом высшей власти, о которой нельзя было даже поминать громко из опасения подвергнуться наказанию. Чтобы придать своим особам мистическую таинственность, эмиры редко появлялись на людях, проживая в Кермине, в 80 км от Бухары, совершая все переезды по городу в ночное время.
Все бухарские эмиры демонстрировали заботу о религии и проявляли огромное внимание к ревностному исполнению всех предписаний шариата. Шахмурад за свою горячую демонстрацию неуклонного исполнения воли Аллаха и заботу о процветании ислама в государстве был прозван «амир-и-маъсум» — «безгрешный эмир». Он стал членом дервишского ордена Накшбандийа и мюридом шейха Сафара, бывшего в то время главой этого ордена. Как первым условием вступления в орден Сафар потребовал от эмира публичного исполнения унизительных для него обязанностей. По повелению того же Сафара Шахмурад обратил мервцев из шиитов в суннитов.
Преемник Шахмурада, его сын эмир Хайдар (1800-1825 гг.) считался не только защитником и проводником ислама, но и знатоком шариата и в мечети читал лекции по теологии, на которые собиралось до 500 человек. В Бухаре в это время все было под запретом. Под страхом смертной казни было запрещено курить, пить вино, петь песни, танцевать, женщинам запрещено было появляться в общественных местах, на людях запрещено было являться с открытым лицом.
РУБРИКИ ПО ТЕМЕ:
-
«СВЯЩЕННАЯ БУХАРА»
-
«ДИНАСТИЯ ШЕЙБАНИДОВ» I-V-часть
-
«ДИНАСТИЯ АШТАРХАНИДОВ» I-III-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» I-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» II-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» III-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» IV-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» V-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» VI-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» VII-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» VIII-часть
-
«ДИНАСТИЯ МАНГЫТОВ» IX-часть
-
«ДЖАДИДЫ И КАДИМИСТЫ»