ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НАРОДОВ СР. АЗИИ В XIX в
Справочник-путеводитель, М., 1983 г.
(в сокращении)
XX часть
Но было бы неправомерно оценивать памятники этого периода лишь как свидетельство деградации среднеазиатского зодчества. Иногда мастера находили новые архитектурные решения (Чор-Минар в Бухаре), особенного успеха они добивались, обращаясь при создании сооружений монументальной архитектуры к традициям и приемам народного зодчества (ханские дворцы Хивы и Намангана). В оформление этих дворцов, мечетей, медресе часто входят резной ганч, резное дерево, настенные и потолочные росписи, а в Хиве – трехцветные майолики высокого качества. Народные мастера виртуозно владели как техникой этих видов декора, так и неисчерпаемым репертуаром орнаментальных мотивов. Высоким достижением градостроительной мысли было создание архитектурных ансамблей. Особенно замечательны они в Хиве: именно в XIX в. здесь определился тот неповторимый облик Ичан-Калы («Внутренний город»), который ставит Хиву в разряд самых живописных городов Среднего Востока.
Но в целом в XIX в. художественно-культурная жизнь народов Средней Азии находилась в состоянии кризиса. Политическое бесправие людей, застойные формы полуфеодального быта тормозили культурный прогресс. Догмы мусульманской идеологии исключали возможность развития изобразительных искусств и на многие столетия, прервав традиции доисламской древности, направили эстетические устремления народа в область декоративно-прикладного творчества.
Декоративно-орнаментальные формы искусства издревле находили широкое применение в строительстве, выступая в органичном синтезе со сложившейся в веках национальной архитектурной традицией. Однако общий экономический упадок, отразивший кризис феодальной системы Средней Азии, сократил строительную деятельность, а архитектурный декор, составивший неувядаемую славу строений древности, находил ограниченное применение. Забывалось искусство рукописной книги; миниатюра, единственный пример, когда в изображении представал предметно зримый мир людей и природы, отходила в прошлое.
Присоединение в 1860-х годах Туркестана к царской России
Художественно-культурная жизнь народов Средней Азии. Присоединение в 1860-х годах Туркестана к царской России, носившее в целом прогрессивный характер, способствовало проникновению в Среднюю Азию русской культуры. Деятельность интеллигенции из среды русской администрации и либерально настроенных военных, а также ученых, художников, посетивших Туркестан или поселившихся здесь, положила начало приобщению местного населения к новым для них формам изобразительного искусства. Однако в условиях царской колониальной политики их культурные начинания не могли радикально изменить существующее положение. Косность религиозно-феодального уклада в жизни населения также являлась ощутимым тормозом в обмене культурно-духовными ценностями.
После революции 1917 года в корне изменилась политическая, социально-экономическая и духовная структура общественного бытия народов Средней Азии. Образование в 1924 г. Узбекской, Туркменской, в 1929 г. Таджикской, а в 1936 г. Киргизской ССР положило начало широкой градостроительной деятельности.
В наши дни …во всех среднеазиатских государствах уделяется большое внимание сохранению историко-культурного наследия прошлых эпох.
АЛЬ САМАРКАНД — ТУРЫ В ХИВУ