СЕВЕРНЫЙ  ДВОРИК — МАВЗОЛЕЙ ХОДЖА АХМАДА

 

СЕВЕРНЫЙ  ДВОРИК ШАХИ-ЗИНДЫ

 


В первой половине XIV в., когда ансамбль составляли, главным образом, уцелевшие постройки XI-XII вв., рядом с комплексом Кусама ибн Аббаса построили два мавзолея и чартак (третий чартак), что во многом определило дальнейший путь развития композиции ансамбля.

Мавзолей Ходжа Ахмада (построен в 40-е годы XIV в. и носит имя погребенного в нем) ограничил некрополь с севера (город севернее ансамбля лежал в руинах, территорию вокруг ансамбля охватило кладбище). Мавзолей 1361 г. (дата сооружения мавзолея) ограничил некрополь с востока.

Более шести столетий отделяют нас от времени сооружения этих мавзолеев; каждый из них дает представление об искусстве мастеров середины XIV в. Оба мавзолея — портально-купольные здания.

Порталы украшены сплошным покровом изразцов. Многие детали отличает виртуозное исполнение: это, например, восьмиконечные розетки на портале мавзолея 1361 г.; на портале мавзолея Ходжа Ахмада — редчайший по построению геометрический орнамент, основанный на сочетании семи- и восьмигранников под аркой над входом в мавзолей; своеобразный орнамент над аркой портала; широкая лента, в которой сочетается каллиграфическое письмо и узор из ветвей, побегов и цветов. И хотя все постройки ансамбля украшены виртуозами-каллиграфами «пальму первенства даже самое строгое жюри, несомненно бы присудило самаркандцу Фахри Али» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда«, Т.1979). Имя этого мастера, украшавшего мавзолей, вплетено в узор портала.


 

 


Облицовка мавзолея Хаджа Ахамад

 


Облицовка мавзолеев выполнена, главным образом, из резной поливной терракоты (итальянское terra — буквально «жженая земля»), технология изготовления которой в главных чертах заключается в следующем: на глиняную плитку наносят орнамент и обжигают. Температура обжига варьировала в пределах 850-1200 градусов, чаще всего была 900-1000 градусов. Покрытую поливой плитку обжигают вторично при более низкой температуре. Работа трудоемкая, требует большого мастерства.

В облицовке мавзолея Ходжа Ахмада использована и расписная майолика (вид архитектурного декора: роспись многоцветными глазурями по керамическим плитам). (Л.Ю.Маньковская. «Архитектурные памятники Кашкадарьи», Т.1979 г., стр.106).

В технике расписной майолики выполнен бордюр, окаймляющий ленту с надписью на портале. Это новый, впервые встречаемый в Шахи-Зинде, живописный прием сочетания рельефа и цвета, который, начиная с 80-х годов XIV в. находит очень широкое применение в мавзолеях ансамбля и архитектурных памятниках Средней Азии вообще.

Этот прием дает мастеру возможность «рисовать самые миниатюрные затейливые орнаменты, отделяя их друг от друга цветом. С этих пор перед строителями-мастерами, художниками и керамистами ставится новая задача: подбор красок и поиски гармоничных сочетаний» (Б.Н.Засыпкин. «Архитектура Средней Азии». М., 1948, стр.80).  Эти поиски нашли выражение в мавзолеях ансамбля.

К началу XX в.  от мавзолея Ходжа Ахмада оставался только портал, да и тот находился в аварийном состоянии. Поэтому под руководством М.Е.Массона в 1922 году проводились реставрационные работы. Был укреплен портал, до уровня портала подняты три другие стены, сделано перекрытие. В 1962 году была укреплена облицовка портала: ее очистили и заново переложили мастера-реставраторы, которыми руководил прославленный мастер-реставратор усто Мирхамид Юнусов.

Поставленный в середине XIV в. на пересечении двух старых дорог чартак  (одна дорога — в сторону ранее существовавшего города, главная дорога к ансамблю; другая — в сторону мавзолеев, расположенных южнее), нужен был для того, чтобы композиционно увязать комплекс у мавзолея Кусама ибн Аббаса с подходящими к нему со стороны города.


 

Комплекс Туман-ака — жена Тимура, от имени которой был построен комплекс

 


 

«Чартак связал комплекс Кусама ибн Аббаса с расположенными к югу строениями XI-XII вв. и «северную» группу мавзолеев.

     Тема связующего ансамбль здания — чартака, впервые введенного в Шахи-Зинда в 30-е годы XIV в. вновь проявилась через сто лет во входном здании…» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда». Т.,1979, стр.153) и в XIX в. (второй  чартак).

Построенный в конце XIV — начале XV в. комплекс Туман-ака (жена Тимура, от имени которой был построен комплекс), замкнул «северный» дворик с западной стороны.

Было завершено оформление ансамбля в северной его части. Строители оставили узкий проход на скрещении западной и южной осей. Здесь начинался так называемый «западный» коридор. Он проходил в сторону Железных ворот. Вероятно, выбор места для строительства мавзолеев по западному коридору в первом десятилетии XV в. был обусловлен тем, что свободных мест по оси север-юг уже не было. Кроме того, вдоль старой дороги, связывавшей некрополь с городом, было удобно строить: удобно подвозить строительные материалы, подходить к мавзолеям и т.д. Мавзолеи «западного» коридора до наших дней не сохранились. Археологические раскопки показали, что это были мавзолеи, по типам и размерам схожие с усыпальницами конца XIV — начала XV в.

 


Архитектура и декор мавзолея Туман-ака существенно отличают его от мавзолеев 1361 г. и Ходжа Ахмада. В облицовке портала господствует резная наборная мозаика. Это вид архитектурного декора, где орнамент, рисунок составляется из отдельных элементов, выпиленных из керамических плиток, покрытых поливой. Изготовление резной наборной мозаики — работа трудоемкая, требующая большого мастерства. Число фрагментов в 1 кв. метре этой облицовки доходит иногда до 2 тысяч.

На портале мавзолея виртуозно выполнены эпиграфический орнамент и растительный узор. Например, мозаики, составляющие рисунок цветка (на пилоне справа от входа) достигают удивительной тонкости: 1,5-2 мм при толщине плитки, из которой выпиливаются детали, в 10-12 мм. Также искусно выполнен рисунок ваз на обоих пилонах портала. На портале сохранилось имя мастера-каллиграфа из Тебриза — шейх Мухаммад ибн Ходжи Бандгира ат-Тугри Табризи (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда». Т., 1979, стр.153).

В отличие от мавзолеев 1361 г. и Ходжа Ахмада, так называемых мавзолеев «голубого стиля» (Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель. «История искусств Узбекистана»), в мавзолее Туман-ака палитра значительно шире: синий, глубокий черный, желтый, белый, фиолетовый и др.


 

Ансамбль Шахи-Зинда иллюстрирует тот путь, который прошла архитектурная керамики Узбекистана.

 


В декоре построек Узбекистана XI-XII вв. наиболее распространенным материалом была резная терракота. Археологические раскопки показали, что резная терракота господствовала и в отделке построек ансамбля Шахи-Зинда этого периода.

С первой четверти XII в. в архитектуре Узбекистана начинается использование поливы (минарет Калян). В ансамбле Шахи-Зинда, как показали археологические раскопки, с конца XII в. изредка встречалась терракота, в которой часть узора была покрыта глазурью. К XIV в. резную неполивную терракоту вытеснила поливная.


 

Самаркандская школа зодчества

 


«Следует отметить ведущую роль Самаркандской школы зодчества в создании и совершенствовании этого вида декора, полнее всего представленного в постройках Шахи-Зинда» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда», Т.,1979, стр.153).

В последней трети XIV в. в архитектуре Мавераннахра первенство перешло к майолике, а с конца XIV в. для архитектурного декора характерной становится резная наборная мозаика. И вновь наглядное представление об этом дает ансамбль Шахи-Зинда.

В XI-XII вв. отмечается появление в архитектурной керамике поливы голубого цвета. Поливой покрывалась лишь часть узора.

В XIII-XIV вв. цвет активно включается в архитектуру. Это хорошо видно и в ансамбле Шахи-Зинда. Активное включение цвета в декор фасадов подчеркнуло целостность ансамбля.

Причину расцвета полихромных керамических облицовок в архитектуре XIII-XIV вв. следует, считают некоторые исследователи, искать не только в успехах в области гончарного искусства, но и в любви к «интенсивному цвету, к чистым, радостным краскам», которая характерна для народов Востока. «Сама природа юга с ее жгучим солнцем, пышным изобилием природы, полносочной зеленью деревьев, яркостью красок цветов и плодов, почти бессменной синевой небес вложила в душу народа эту любовь. Яркие ткани, посуда, одежда, ковры, ювелирные украшения входят в его повседневную жизнь, отлагаясь определенным строем эстетических вкусов и идей. Вот почему введение цвета в такую наиболее зависимую от исходного технического материала область искусства, какой является архитектура, было вполне органичным, естественным и понятным.» (Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель. «История искусств Узбекистана», стр.30).

 


АЛЬ САМАРКАНД — АВТОРСКИЕ ТУРЫ ПО ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА