МИНАРЕТЫ ХИВЫ


Минареты Хивы

 

Минареты в Хиве являются наиболее примечательным для нее типом сооружений.

 

Минаретам Хивы отведено своеобразное, очень важное место в архитектуре . Они создают четкую систему пространственных ориентиров при восприятии города, отмечая места крупных мечетей, медресе, комплексов. Причиной их многочисленности вряд ли можно считать их прямое назначение – создать возвышенную площадку для возглашения азана – призыва на молитву. Вряд ли также нарядно украшенные изразцами хивинские минареты призваны были выполнять преимущественно функцию дозорной вышки. Минарет символизировал могущество и достоинство своего строителя – отмечал заметной издали вертикалью место основной постройки, при которой он создан.

Значение минарета как мемориального столпа, символа крепости и могущества власти подтверждает известная хивинская легенда о том, как был задуман Мухаммед Амин-ханом самый высокий минарет Средней Азии, «с которого Бухару было бы видно», как переманил зодчего завистливый бухарский правитель, не желавший уступать первенства Хиве, и как в результате остался недостроенным Кальта-Минор, коническая башня небывалого диаметра в основании.

Надо отметить также, что в самой расстановке минаретов, следующих в четком ритме, через каждые 200 метров, с запада на восток через всю Хиву, улавливается некий градостроительный замысел, несмотря на индивидуальность архитектуры каждого из них. Въезжая в город с востока через Хазараспские ворота Дишан-калы, можно единым взглядом охватить всю цепочку этих вертикалей. Крайний, небольшой минаретик возвышается в комплексе кладбища Абдал-бобо; конические, без фонаря вверху, стволы минаретов при медресе Палван-Кари и мечети Сеид-Шеликер-бия в Дишан-кале; минареты мечети Джума и чуть в стороне – минарет Ислам-Ходжа.

Продолжение цепочки улавливается по ходу дороги, уровень которой от ворот Палван-дарваза повышается до мечети Джума. Отсюда открывается вид на Кальта-Минор и за ним, уже в Дишан-кале, — минареты комплексов Бика-джан-бика и Магомед-Магаррам.

Возможно, это произошло случайно, но в этой случайности есть закономерность, обусловленная общим характером застройки города: ориентировка на юг, группировка зданий вдоль оси запад-восток. Но если даже допустить относительную случайность выбора места для минарета Сеид-Шеликер-бия, то совершенно очевидно, что минарет Кальта-Минор намеренно строился в створе двух своих предшественников. И уж наверняка, подчеркивая эту градостроительную идею, был возведен минарет Палван-Кари.

И теперь, когда смотришь на вереницу хивинских минаретов, выстроившихся по росту в одну шеренгу и шагающих с востока на запад, больше, еще больше и еще больше, то становится ясно, что старых городских архитекторов волновали задачи не только планировки отдельных архитектурных ансамблей. Они думали и о силуэте города, неизменно подчиняя при этом свои замыслы исторически данным условиям.


 

Хива – наиболее «многоминаретный» город из всех исторических городов Узбекистана. Минареты Хивы отличаются от мавераннахрских очень существенно: венчающий их арочный фонарь не нависает над стволом, а находится внутри него и обнаруживается только небольшими арочными проемами – отсюда их особая стройность. При этом, как бы ни были они многочисленны, ни один минарет не похож на другой: зодчие находили в каждом случае тонкие изыски в пропорциях, силуэте и архитектурном убранстве.

 


Характерные, запоминающиеся силуэты вертикалей служили эмблемой, отличавшей города друг от друга. В Бухаре узнавали могучий приземистый ствол минарета Калян с роскошным арочным фонарем и пышным сталактитовым карнизом. В Самарканде минареты вообще не имеют фонаря. В Хиве же запоминается легкий и стройный силуэт минарета Ислам-Ходжа, увенчавшего в 1910 г. «внутренний город». Минарет носит имя визиря Асфендияр-хана. Минарет Ислам-Ходжа на 1 метр ниже (его высота 44,5 м) минарета Калян в Бухаре, но кажется намного выше его благодаря своей форме. Ствол минарета, имеющий диаметр внизу 9,5 м, энергично сокращается кверху и заканчивается только небольшим венчиком карниза и куполком над помещением глашатая.

Кирпичный декор Каляна подчеркивает его монументальность, основательную связь с землей. Ислам-Ходжа же опоясан сверкающими лентами облицовок и устремлен в небо, в дымке которого растворяются, тают его мозаики из голубых, синих, белых, зеленых изразцов. Облицовки минарета выполнены блочным набором без шва, преимущественно горизонтальной укладкой цветных плиток. Вертикальные плиточки двух цветов, синего и белого, применены только в узких бордюрах, обрамляющих пояса облицовки, и неточное сопряжение рисунка по сторонам от границы блоков незаметно с большого расстояния. Эта упрощенная, рационализированная техника воспринята хивинскими зодчими от архитектуры XVI-XVIII вв. Это отличает хивинские минареты от классических облицовок минаретов XIV-XV вв., которые набирались непосредственно на кладке с учетом сокращения рисунка по высоте путем утончения швов, с установкой глазурованных плиток вертикально, а терракотовых – горизонтально. В кладке цоколя, на высоте 1,2 м от земли, заложена гидроизоляционная прокладка из мраморных блоков толщиной 16-18 см, под нею – толь.


 


читать далее…>>>  Кальта-Минор


[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]