Поступления от торговли стали важной частью доходов Тимура. На дорогах был установлен полный порядок и купцы могли без опасений путешествовать по ней. Клавихо, совершивший путешествие от Трапезунда до Самарканда за 4 месяца, находил, что «вся страна была в мире под правлением и управлением Тимура». От Тебриза по всей хорасанской дороге на станциях держали постоянно готовых лошадей для послов и курьеров, дежурили охранники, заботящиеся о безопасности послов и купцов, их багажа и транспорта. Здесь собирались купцы из Сирии, Венгрии, Генуи, Турции, Багдада, Ормузда и в сопровождении эскорта, караваны направлялись через Мешхед и Балх в Мавераннахр. Отсюда шел поток тканей, стекла, металлических изделий. Из Индии шла дорога через Гиндукуш, Балх, по ней привозили мускатный орех, гвоздику, корицу и имбирь. Из кыпчакских земель через Сырдарью везли меха, кожаные изделия, холст. По караванному пути с востока, с реки Хуанхэ, по краю Таримского бассейна везли из Китая самые дорогие из иностранных товаров – шелка, драгоценные камни, включая агат и жемчуг, лекарства и фарфоровые изделия. Тимур – бывший кочевник, безграмотный лихой наездник, хорошо понял, что государство одним грабежом не создашь и, что подлинные богатства создаются на основе торговли. Таможенные пошлины и налоги взимались во всех городах и узлах караванных дорог. С мусульман пошлину взимали вдвое меньшую, чем с иноверцев. Основную часть этих поступлений получал сам Тимур. Неудивительно поэтому, что он старался гарантировать купцам сохранность их товаров. Вместе с тем Тимур занялся и промышленной деятельностью, которая практически была одной из составных частей политики Тимура. Он объявил все минеральные ресурсы своей собственностью и распространил свою монополию на эксплуатацию месторождений драгоценных камней. Шахты Бадахшана, где добывались рубин, ляпис-лазурь и сапфир, были взяты под его охрану, и все добытое доставлялось лично ему, а затем по завышенным ценам отправлялось на рынок. Все караванные торговые пути сходились в Самарканде, столице империи. Город стал перекрестком Азии, центром континента, и средневековые географы и историки делили Азию в зависимости от расположения к нему. По замыслу Тимура, Самарканд должен был достойно представлять его могущественную империю и стать самым красивым городом мира. По величине и роскоши он должен был превосходить все то, что могло придумать человеческое воображение. По сравнению с его столицей все другие столицы мира должны были выглядеть жалкими деревушками. С этой целью вокруг Самарканда был создан ряд небольших поселений, получивших названия крупных городов мира – Багдад, Дамаск, Каир, Шираз, Султания, Мадрид и даже Париж, трансформировавшиеся позднее в Мотрит и Фариш. Созидательная деятельность в Самарканде имела для Тимура главным образом политическое значение. Постройки, произведенные при нем, должны были поражать воображение и донести до потомков силу и могущество его империи. Основная политика Тимура была такова — вся огромная империя должна была участвовать в благоустройстве величия державного Самарканда. Через пустыни и горные перевалы к городу спешили обозы, груженные добычей и всем, что можно было вывезти для его украшения. Из Индии шли караваны слонов с сокровищами из опустошенных и разграбленных храмов и дворцов Пенджаба и Делийского султаната. Из Дамаска и Багдада, из Анатолии и Ормузда, с берегов Волги и с Кавказа день и ночь двигались телеги, перевозившие с руин непокорных городов строительные материалы и произведения искусства. В поверженных государствах Тимур забирал ученых, художников и ремесленников. Тысячи ремесленников с семьями были вывезены в Самарканд. Персия «поставляла» художников, каллиграфов, грамотных людей для медресе, музыкантов, архитекторов и строителей. Из Сирии Тимур вывез шелкомотальщиков, мастеров-оружейников, специалистов по производству стеклянной посуды и фарфора. Из Малой Азии вывезли оружейных мастеров, мастеров по серебру, каменщиков, мастеров по изготовлению канатов. Из Индии прибыли искусные каменщики, мастера по металлу и ювелиры. Заселение Мавераннахра стало важной государственной политикой. Тимур планировал расширить оазисы, создать и реконструировать города. Были отменены запреты на въезд в страну, а выезд был запрещен. Мосты через Амударью были частично разобраны, а переправочные средства охранялись стражниками. За пределы Мавераннахра были отправлены специальные чиновники, которые вылавливали бродяг и сирот и доставляли в Мавераннахр, чтобы пополнить трудовые ресурсы. Тимур стремился культивировать благоговение перед Самаркандом как центром исламской веры и сделать его местом паломничества. С этой целью сюда были привезены самые знаменитые теологи, открыты медресе, и духовенство было окружено особым покровительством. Высочайшее покровительство распространялось и на одно из самых знаменитых мест – Шах-и-Зинда (Живой царь). Окруженный легендами холм на севере города на месте древнего поселения Афрасиаб должен был стать одновременно и местом захоронения крупных феодальных князей и владетелей, кому удача обеспечила при жизни симпатию могущественного завоевателя. Здесь покоится большое число родственников и эмиров Тимура. На естественной возвышенности рядом с Самаркандом была построена цитадель, на территории которой грозной громадой возвышался Кок-Сарай (Голубой дворец), служивший для хранения казны и использования в качестве государственной тюрьмы. В нем размещались архивы, монетный двор, арсенал, интендантство, хранилась личная собственность Тимура. Весь Самарканд был полностью реконструирован. В пригородах столицы были разбиты блестящие сады и построены дворцы. Здесь были лужайки, цветники, тенистые дорожки, фруктовые сады, ручейки и павильоны. Строительный бум дошел и до дворца Тимура. Старшая жена Сарай Мульк-ханым воздвигла медресе, другая – Туман-ага, построила приют для дервишей около Шах-и-Зинда, внук Тимура Мухаммад-Султан построил дворец и медресе к юго-востоку от Самарканда. В Шахрисабзе, недалеко от мавзолеев его отца и сына, Тимур воздвиг величественный дворец – Ак-Сарай (Белый дворец), строительство которого продолжалось 24 года. В Туркестане (древнее название – Яса — Казахстан) он построил мавзолей над могилой шейха Ахмада Ясави. Недалеко от Ташкента был восстановлен город Бинкент, разрушенный Чингисханом и теперь получил название Шахрухия в честь сына Тимура. Была построена крепость и поселение в Ашпаре, восточнее Сырдарьи, а Андижан превратился в цветущую столицу Ферганской долины. Все эти блестящие сооружения, многие из которых не сохранились до наших дней, были построены на награбленные средства, но главным образом за счет эксплуатации широких масс народа. Тяжелым бременем для крестьян, горожан и пастухов были многочисленные повинности. Дополнительно к обязанности содержать ямы, они должны были постоянно наблюдать за ирригационными сооружениями и содержать их в полном порядке, платить дополнительный налог за воду в сухой сезон, строить городские стены, дворцы, мечети, медресе. Их трудом содержались дороги и мосты, а в случае войны каждый из них должен был явиться не только сам, но и принести с собой оружие, инструменты и еду. Пахотные земли были разделены на мелкие крестьянские держания. Феодал, кроме земли, предоставлял плуг, семена, волов и распределял воду. Главным налогом был поземельный налог, выплачиваемый деньгами и натурой, и составлявший иногда до половины всего урожая. Кочевые племена платили дань обычно натурой – верблюдами, баранами и т.п. Кроме того, они должны были обеспечить пастбищами стада и табуны лошадей, принадлежащих лично Тимуру. Феодалы платили государству столько, сколько устанавливала казна, а остальное оставляли себе. Поступления в казну были огромными. Тяжелым было положение и ремесленников, они по-прежнему, как и при монголах, несли тяжелые повинности и должны были вносить в казну четвертую часть своих доходов. В Самарканде от главных улиц, выделяющихся богатыми дворцами высокопоставленных чиновников и военачальников, святыми местами, чайханами, мечетями, караван-сараями, отходили бесчисленные кривые переулки с «домишками», убого сложенными из осыпающегося сырцового кирпича – здесь были мастерские и жилища ремесленников. Они были сконцентрированы по ремеслам, и каждая отрасль ремесла имела свой собственный базар. Ремесленники объединялись в «братства» или «цеха». Соответственно роду их занятий – отдельно лучники, ювелиры, железных дел мастера, ткачи и пр. Пленные ремесленники, переселенные Тимуром в Самарканд и Шахрисабз, находились на полурабском положении, несли огромные феодальные повинности и подвергались жестокой эксплуатации. В цитадели за дворцом Кок-Сарай, во дворах, находились мастерские, в которых день и ночь трудились лучшие мастера-ремесленники, доставленные сюда со всех концов империи. По утверждению Клавихо, их было более тысячи. Они делали для личной дружины Сахибкурана доспехи и шлемы, стрелы и луки. Здесь были сапожники, чеканщики монет, мастера стеклянной посуды. Они работали и умирали в рабстве. Сотни воинов день и ночь неусыпно наблюдали за ними. Такова политика Тимура в свой золотой век.
ПОЛИТИКА ТИМУРА
САМАРКАНД — ПЕРЕКРЕСТОК КАРАВАННЫХ ПУТЕЙ
ПРАВИЛА И ПОРЯДКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТИМУРА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТИМУРА
[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]