КЕРАМИЧЕСКИЕ ОБЛИЦОВКИ НА РУБЕЖЕ XIV-XV вв. (V-часть)

Улугбек | Все о жизни.. | Дзен


ЭПОХА ТИМУРИДОВ


    Рубеж XIV-XV вв. знаменателен для Узбекистана возведением грандиозных сооружений. Соборная мечеть Тимура в Самарканде, известная под названием Биби-ханым, мавзолея Джахангир (Хазрет-Имам) и остатки дворца Ак-Сарай в Шахрисабзе, мавзолей Ахмад Яссави в Туркестане и в настоящее время поражают размерами и необычайным богатством разнообразного керамического декора. Тому же времени принадлежат и такие относительно менее значительные по размерам сооружения, как мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, мавзолей и ханака жены Тимура Туман-ака в Шахи-Зинда, мавзолей Зенги-ата близ Ташкента.


   В первой половине XV в. в Бухаре, Самарканде, Шахрисабзе и Гиждуване правитель Самарканда Улугбек строит ряд крупных сооружений с керамическими облицовками, близкими по типу к облицовкам рубежа XIV и XV вв.


   Огромные размеры сооружений с большим количеством помещений, естественно, не могут сохранить типы и формы облицовок, ставшие традиционными в предыдущие годы для сравнительно небольших, часто однокамерных, сооружений. В новом строительстве сохраняются старые, уже известные виды архитектурной керамики, но они получают новое оформление и вступают между собой в новые сочетания.
В частности, новым для рассматриваемого периода является использование резного камня в облицовке сооружений в сочетании с фаянсовой и глиняной керамикой. В камень по определенному рисунку врезываются полоски глазурованного фаянса (медресе Улугбек в Самарканде). Тимпаны, колоссальные входные арки, декоративные панно и панели наружных стен покрываются фигурным с резным орнаментом камнем, в сочетании с мозаичными наборами и многоцветной майоликой.
Большие поверхности стен, порталов, стволы минаретов, которые нужно было одеть облицовкой, стимулировали развитие мозаики, набираемой из изразцов с крупным, издалека видным орнаментом.


   Мозаика составляется из глазурованных изразцов синего, голубого, реже белого и очень редко зеленого цветов, образующих орнамент на фоне шлифованных глазурованных изразцов того же размера.
Рисунок орнамента набирался непосредственно на стене, путем «примораживания» изразцов быстротвердеющим гипсовым раствором, благодаря чему между ними оставались швы шириной около 1 см.


   Фаянсовые мозаичные наборы с тонким нарядным рисунком вкраплялись в изразцовую мозаику, сочетались с гладкой терракотой или резным камнем. Фигурные плитки многоцветной майолики компоновались с терракотой, например, на граненых минаретах главного здания мечети Биби-ханым или на граненых башнях, обрамляющих входной портал дворца Ак-Сарай в Шахрисабзе. Тот же прием использовался для декорирования входа в медресе Улугбек в Самарканде.
Майолика на глинокерамическом основании использовалась в этот период очень широко. Ее детали сохранили тот же облик, что и в предыдущем веке, но стали значительно крупнее. Размеры некоторых из них (сталактиты, карнизы) так велики, что их укрепление осуществлялось привязыванием к кладке, для чего на тыльной стороне делались керамические петли и проушины. У менее крупных деталей для повышения сцепления керамики с раствором практиковалось устройство специальных углублений диаметром 1-2 и глубиной 1-1,5 см.


   Широкие полосы с декоративным и эпиграфическим орнаментом набирались из крупных плит квадратной, прямоугольной и шестиугольной форм. Для облицовки колонн некоторых панно, тимпанов арок и ниш применялись шестиугольные плитки, расписанные цветными глазурями и керамическими красками с обильной позолотой. Орнаментальный сюжет обычно укладывался в рамки одной детали, однако в этот период тенденция к стандартизации деталей керамических облицовок делается незаметной вследствие многообразия видов облицовок, обилия орнаментов и множества сочетаний между отдельными типами облицовочных материалов.
Яркие краски сверкающих глазурей, обильная позолота, огромные поверхности, сплошь покрытые разнообразной керамикой, — вот характерные черты архитектурного декора с конца XIV в. до конца первой половины XV в.


   В керамических одеждах даже меньших сооружений резная керамика не принимает участия. Только на большой высоте, в одном из верхних помещений шахрисабзского дворца Ак-Сарай, имеется облицовка из плит с глазурью голубого и белого цвета, отделенных друг от друга нарезкой, да в одном из загородных дворцов Улугбека в китайском павильоне возрождены образцы резной терракоты изумительно тонкой работы, примененные в сочетании с китайскими фарфоровыми шестиугольниками под белой с кобальтовой росписью глазурью.
Фаянс, широко используемый главным образом в мозаике, применяется и для устройства панелей, преимущественно в интерьерах. Шестиугольные плитки, покрытые глухой голубой или прозрачной зеленой глазурью, обрамляются лентами мозаичных бордюров с изящными растительными побегами. Иногда сплошное заполнение панелей одноцветной майоликой разнообразится мозаичными вставками.


   Небольшие сооружения начала XV в. (мавзолей и ханака жены Тимура Туман-ака) целиком покрыты резной мозаикой на фаянсе. Во второй половине XV в., во время, отмеченное жизнью и деятельностью узбекского поэта Алишера Навои, возникают в Самарканде здания нового типа с новыми принципами использования керамических облицовок. Это Ак-Сарай и мавзолей Ишратхана.


   С изменением архитектурного облика сооружения меняется и облицовка. Тяжелая яркая роскошь тимуридской керамики, подавляющая пестротой и блеском, сменяется тонким изяществом, тщательной отработанностью орнамента и выполнения керамики.
На фоне однотонных, старательно отшлифованных терракотовых изразцов сравнительно редко в гармоничных сочетаниях разбросаны маленькие фаянсовые изразцы с прозрачной глазурью то голубого, то синего цвета с четырехконечными черными или белыми звездочками в центре (мавзолей Ишратхана). Пятилучевые звезды и шестиугольники из фаянса под белой прозрачной с кобальтовой росписью глазурью скупо разместились среди орнамента, набранного из шлифованной терракоты, с узкими полосками синего фаянса. Ленты изумительной, единственной в своем роде, мозаики создают впечатление сдержанной, чарующей гармонии. Сортамент облицовок необычен, глиняная керамика сохраняется только в виде фона. Изящные фаянсовые облицовки в интерьерах сочетаются с тонкой многокрасочной росписью стен.


   В Ср.Азии не встречаются аналогичные облицовки. Некоторое сходство, правда, можно найти в общем принципе устройства облицовок мавзолеев XII и XIV вв. в Куня-Ургенче. Там также тонкая керамическая мозаика размещена на фоне шлифованной терракоты, но сходство это все же довольно отдаленное.


   Таким образом, из широко ассортимента облицовочной керамики, разработанной в XIV веке, в XV в. перешли только многоцветная майолика на глиняном основании и одноцветная на фаянсе, используемая по преимуществу в панелях, изразцы и резная керамическая мозаика. Совершенно исчезла резная глазурованная керамика, чрезвычайно редко встречается резная терракота и многоцветная майолика на фаянсе с оттиснутым рельефом. Зато этот более органичный ассортимент облицовок получил широкое развитие и достиг большого совершенства. Во второй половине XV в. включается в декор более скромная, но и более совершенная майолика на фаянсе под прозрачными цветными глазурями с подглазурной росписью. В течение всего XV в. гладкая шлифованная терракота играет значительную роль в создании фона для глазурованной керамики.


Самаркандский музей памяти Улугбека


ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА ОТ ТУРОПЕРАТОРА «АЛЬ САМАРКАНД»