ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ
«БУДДИЙСКИЕ КОМПЛЕКСЫ»
«Средняя Азия»
Справочник-путеводитель, М., 1983 г.
(в сокращении)
IX часть
Среди культовых сооружений Средней Азии VI-VII вв. значительный интерес в архитектурном отношении представляют буддийские комплексы. Они открыты в Тохаристане – юго-восток Узбекистана (Аджина-тепе, Калаи-Кафарниган), Фергане (Кува), Семиречье (Ак-Бешим). В этих постройках ясно проступает отстоявшийся архитектурный тип буддийского монастыря с одним или двумя дворами в окружении келий, молитвенных помещений, святилищ, интерьеры которых насыщены живописью и скульптурой. В Ак-Бешиме на оси продолговатого двора высился сводчатый айван; в Аджина-тепе оба двора в обводе келий имели сводчатые айваны на осях. Такая композиция предвозвещает структуру мусульманских медресе Средней Азии. Буддийская ступа VI-VII вв., руины которой обнаружены в Шурчинском районе Узбекистана (Сурхандарья), имеет традиционный тип: прямоугольный цоколь и цилиндрическое тело.
В рассматриваемый период, когда в Средней Азии существуют общины христиан, здесь появляются христианские постройки. Развалины церкви в виде продолговатого зала с трансептом (алтарная ниша) на восточной стороне и сейчас высятся в Мервском оазисе (Хароба-Кошук), а в самом Мерве в V в. был возведен на оплывах былого парфянского здания и долгое время функционировал христианский монастырь.
ЗОРОАСТРИЗМ
Очерк о развитии архитектуры. О зороастрийских постройках данного времени имеются лишь упоминания (так, историки пишут о храме огня в Мерве, куда бежавший Ездигерд принес Великий священный огонь). Но архитектура их пока неизвестна.
С местной разновидностью этой религии был связан обряд сохранения останков (костей) умерших в глиняных гробиках-оссуариях, которые помещали в фамильные наусы (помещения для хранения оссуариев). В Согде (Пенджикент, Пайкенд) и Хорезме это были под-квадратные в плане постройки, в Шаше – круглые; все они имели сводчатые или купольные перекрытия. Да и сами оссуарии нередко имитируют формы реальных зданий, скорее всего, именно наусов, передавая ряд их архитектурных деталей, недошедших в натуре, каковы купол и сводчатый, увенчанный зубчатым парапетом портал (Мерв) или шатровое перекрытие (Хорезм, Семиречье). По существу, и наусы и «архитектурные» оссуарии – это прообразы будущих мусульманских мавзолеев в Средней Азии.
События арабского завоевания (VII-VIII вв.) на время приостановили в Средней Азии строительную деятельность.
Лишь после прочного вхождения основных среднеазиатских земель в единую систему халифата, а затем во владения лишь номинально подчиненных ему местных государств Тахаридов, Саманидов, Мамунидов отмечается нарастающий подъем строительства.
По мере исламизации местного населения в Средней Азии возрастает роль культовых зданий ислама: мечетей, медресе (духовные мусульманские училища), а начиная с правления династии Саманидов – и мавзолеев. Первоначально архитектура следует тем традициям, которые определились здесь еще в доарабские времена. Однако в IX-X вв. наступает та фаза развития культуры халифата, когда, впитывая достижения народов покоренных стран, она как бы обратным ходом внедряет в них черты обще-халифатской культуры.
В строительстве используются преимущественно те же строительные материалы, что и ранее – кирпич-сырец, пахса, дерево. Однако все большую роль начинает играть жженый кирпич на глиняных, а затем и на ганчевых (гипсовых) растворах. Освоение жженого кирпича переходит из инженерно-технической сферы в область формообразующих и образных качеств архитектуры: вырабатываются приемы фигурных кирпичных кладок, кирпичный узор завладевает фасадами. Заметное место в архитектурном декоре занимает также резьба по дереву и ганчу.