ХРУЩЕВСКАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ — ЗАПРЕТЫ НА РЕЛИГИИ !!!


Религия в СССР была под запретом? | СССР | Дзен


Выживание религий при запретах (1956-1962).


   Хрущевская либерализация (1953-1964) приносит новые гонения. Хрущевская пропаганда вела страну к коммунизму, а для этого надо было подготовить сознание народа, избавив его от религиозных пережитков. Кроме того, возможно, сталинский «либерализм» в отношении религии олицетворял для Хрущева отступление Сталина от марксизма. В этот период в целом по стране наблюдается новое ухудшение положения ислама и других конфессий. В новой Программе КПСС, принятой на ХХII съезде КПСС (октябрь 1961 г.), было провозглашено вступление страны в период “развернутого коммунистического строительства”.


   Были прияты постановления ЦК КПСС (от 13.01.1960 г.) и Бюро ЦК КП Узбекистана (от 04.02.1960 г.) — «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», а также решение Совмина Уз ССР (от 14 марта 1960 г.) — «О закрытии «святых мест» и мазаров и передачи их в ведение Комитета по охране памятников материальной культуры при Совете Министров УзССР», тем самым был закрыт один из основных каналов доходов САДУМ.


   По мечетям сокращены все заместители имамов (всего — 36). Также сокращено 14,5 штатных единиц «Мир Араб», 3 единицы — по аппарату САДУМ. Всего по САДУМ сокращено 99,5 штатных единиц и 30 человек слушателей медресе.


   Среди прочих, в 1961 г. была закрыта медресе «Баракхан», как незаконно действующая. Оставлена только медресе «Мир Араб» с общим контингентом 40 человек. В 1961-62 учебном году в медресе “Мир Араб” остались только 3,5,7 классы. Остальные —  закрылись в связи с ликвидацией медресе “Баракхан”.

   В 1961-62 учебный год в медресе “Мир Араб” начался объединением учащихся двух медресе САДУМ. За счет 17 учащихся медресе “Баракхан”, окончивших 5-6 классы в “Мир Араб” был открыт 7 класс. После отбора 23 человек из числа учащихся 2-3-4 классов медресе “Мир Араб”, были открыты 3-5 классы. Таким образом, в начале 1961/62 учебного года в 3-5-7 классах обучались 40 человек (3 — 8, 5 -14, 7-18). Вследствие слияния групп близких по уровню обучения, в медресе отсутствовали 2-4-6 классы. 31 человек, которые могли бы учиться в этих классах, получили разрешения оставить учебу.

   Считая излишним преподавание предмета фикх в 3,5,7-классах, заменили его хадисом, имея в виду дать больше знаний по богословному хадису (хадис фикхий).



   На основании решения Президиума САДУМ от 27.10.1961 г в учебную программу были внесены некоторые изменения:

  1. было отменено изучение персидского языка во всех трех (3,5,7) классах медресе;

  2. в 5, 7-х классах было введено изучение Корана за счет часов персидского языка (2 часа в неделю);

  3. в 3,5,7-х классах увеличено часы на изучение русского языка (вместо 3-х часов в неделю стало 4 часа), причем, введено изучение русской советской литературы;

  4. также дополнительно выделен 1 час в неделю для изучения истории СССР во всех трех классах медресе;

  5. решено изучение Корана начать со стихов конца Корана.



   Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в учебной программе медресе значительно сокращены часы, отпущенные на изучение религиозных дисциплин по сравнению с предыдущими годами, а некоторые религиозные предметы, на пример история ислама, вовсе не включены в программу. В то же время, в программе особое внимание уделялось изучению арабского, русского языков, а также изучение светских предметов.


   С 1962-63 учебного года были введены такие предметы, как политэкономия, история народов СССР, история народов Востока, политическая и экономическая география стран Азии и Африки.


   В целях повышения общеобразовательного, культурного и политического уровня учащихся, регулярно проводились лекции по актуальным вопросам международной жизни, важнейшим событиям дня. Ежедневно получались по подписке различные газеты и журналы, прослушивалась информационная программа «Время» Центрального телевидения, в каждой келье было установлено радио. Один раз в месяц организовывалось коллективное посещение кино или театра.


   Некоторые учащиеся, такие как Хайдаров Авазхон (Сурхандарьинская обл.), Бабиков Камиль (г. Ленинград), Юлдашев Тураб, Азимов Абдумажид (Андиджанская обл.) –  1961-62 учебного года, не желали изучать современные дисциплины, не интересовались текущей политической обстановкой и свое пребывание в медресе использовали лишь для изучения религиозных предметов.


   В 1962 г. группа учащихся медресе “Мир Араб” направили на имя председателя САДУМ З. Бабаханова заявление, в котором проявляли недовольство учебной программой на 1962-63 уч. г. и просили увеличить часы преподавания религиозных предметов.


Религия СССР: почему атеистическое государство было религиозным? | Пикабу


читать далее…>>>