ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ
СРЕДНЕАЗИАТСКОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI-XVII вв
«Средняя Азия».
Справочник-путеводитель, М., 1983 г.
(в сокращении)
XIX часть
СРЕДНЕАЗИАТСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Большие достижения среднеазиатского зодчества XVI-XVII вв. связаны с созданием архитектурных ансамблей. Во многом следуя принципам ансамблевой застройки эпохи Тимура и Тимуридов, зодчие Самарканда и особенно столичной Бухары развивают далее приемы градостроительного искусства. Иногда это два смежно-расположенных монументальных сооружения; очень часто – ансамбль «кош» с постановкой на единой оси двух противолежащих зданий (Кош-медресе, медресе Улугбека и Абдулазисхана в Бухаре). Наиболее развитую композицию являла площадь в обрамлении трех монументальных зданий, где организующим элементом была площадь Регистан в Самарканде или огромный городской бассейн Ляби-Хауз в Бухаре.
Особую группу составляли кладбищенские ансамбли, где зодчие умело включали постройки с новыми погребениями в состав уже существующих мемориальных и культовых сооружений. Расположенные в загородной черте, они сочетались с зеленью древесных и кустарниковых насаждений, с водой проточных арыков и бассейнов, с газонами и клумбами цветов (Бехауддин и Чор-Бакр в Бухаре, Ходжа-Ахрар в Самарканде, Махдуми-Азам в Дагбите – Самарканд и др.).
Кокандское ханство
В XVIII в. Средняя Азия пережила жестокий социальный кризис. Развал государственной власти, упадок в ирригации и земледелии, голод и чума, нашествия кочевников, опустевшие города – все это не могло не сказаться на строительной деятельности, которая, по существу, почти прекратилась. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. в системе Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств наметилось возрождение архитектурной деятельности, продолженное и после вхождения Туркестана и Закаспийского края в состав царской России.
Монументальное строительство в этот период осуществлялось в основном в столичных городах: в Ташкенте, Андижане (Кокандское ханство) и иногда в сельских зонах, у мусульманских святынь.
Архитектуре этой поры нередко присущи крупные масштабы и показная роскошь. Но в ней уже нет каких-либо новых открытий, а, наоборот, царит послушное следование традиционным образцам в планировке, объемно-пространственной композиции, архитектонике поверхностей. Притом все это нередко исполнено на качественно пониженном уровне по сравнению с классическими образцами средневековой архитектуры.
За время кризиса оборвалась преемственность строительных навыков: были забыты секреты изготовления резных кашинных мозаик и многоцветных майолик, утрачено мастерство выведения разнообразных сводчато-купольных систем, которыми обогатило среднеазиатскую архитектуру зодчество XV-XVI вв.
читать далее…>>> ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ
АЛЬ САМАРКАНД — ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН