ТАЙНЫЕ ЗНАКИ В АРХИТЕКТУРЕ
Среди древних источников, в которых собраны и классифицированы символы, часто упоминают священную книгу Тота, хранившийся в святилищах древнего Египта . Тот в египетской мифологии-Бог мудрости, счета и письма, покровитель интеллектуальной жизни Египта. В религиозно-мистическом литературе древних греков Тот выступал под именем Трисмегист. Он отождествлялся с Гермесом, который для большинства европейцев имел такое же значение, как Енох для иудеев, Идрис для мусульман. Возможно книга Тота действительно существовало но очевидно, появления и формирование символов началось еще в те времена, когда первобытные люди создавали первый наскальные рисунки, тайные знаки в архитектуре своих владений.
Цивилизация подарила нам множество способов общения с теми, кто рядом, и с теми кто далеко от нас в пространстве и во времени. Наряду с языком и письменностью важнейшее значение в том общении имеют условные знаки – символы. Они универсальны и понятны представителям разных культур и эпох, что позволяет задуматься об их общем происхождении.
Тайные знаки в архитектуре древних городов Узбекистана
На территории Узбекистана сформировалась самобытная и гармоничная культура, в котором символы являются неотъемлемой частью искусства и архитектуры.
В архитектуре чаще всего встречаются астральные мотивы. Геометрические и растительные орнаменты, спирали, в отдельных случаях-изображения птиц и животных.
Традиции архитектурного декора формировалась под влиянием различных религиозных верований, природных явлений, эстетических предпочтений. Потому все попытки дать абсолютно исчерпывающие толкование символов в результате лишь приоткрывают завесу над их тайной и дают повод для размышления. Интерес исследователь к тому феномену не иссякает.
ДЕРЕВО ЖИЗНИ
Излюбленным укрощением зданий является ваза с цветами, которая олицетворяет древо жизни.
Ее изображение встречаются в старинных купеческих домах, на фасадах; в интерьерах мавзолеев Шахи – Зинда, Гур – Эмир. Этот символ представлен во многих культурах и религиях (Древний Египет, Индия, Древняя Греция), он упоминается в Авесте. Один из крупнейших специалистов по истории искусств Узбекистана и Средней Азии Лозарь Ремпель писал в своей книге «Цепь времен» : «Изображения стебля, куста или дерева произрастающего из вазы или родника, можно проследить с поры родных цивилизации в плоть до традиционного народного искусства наших дней. Отблеск вечного культа священного дерева у ираноязычных народов – райское дерево с ароматными цветами. Оно настолько велика и развесисто, что протягивает ветви в каждую обитель верующего ».
КРУГ
В следующим по значимости древней архитектуре является круг, который связывают с бесконечностью, цикличностью. Он является солярным символом и встречается повсеместно. В Центральной Азии и Иране поклонялись Митре – богу солнца, который является носителем жизни. Изображение солнца укрощает фасад медресе XVII века – Шер-Дор на площади Регистан в Самарканде.
ТИГР-ЛЕВ
Изображение солнца на портале медресе Шер-Дор соседствует и изображением тигра-льва – символа власти, высшей божественной силы. Он также является стражем, гарантом безопасности. Его изображала на персидских гербах и на фасадных зданий в Древней Армении.
ПТИЦЫ
В Узорах ковров и сюзане ветви древа жизни наполнены птицами. А в архитектуре птицы встречаются реже, на пример на фасаде медресе Нодир Девонбеги в Бухаре или в росписях найденных пироскопах городища Афрасиаб в Самарканде. В мифологии Востока популярна птица Хумо, или Семург, — символ счастья, богатства, справедливости. Семург исцеляет от недугов, оберегает от бед и предвещает благою Мы можем только гадать о том, на сколько часто птицы изображались на зданиях, которые не сохранились до наших дней.
КВАДРАТ
Значимым геометрическим символом является квадрат – символом космоса и четырех стихии. Квадрат послужил моделью многим храмовым сооружениям в том числе и зиккуратам.
СПИРАЛЬ
Древнейший элемент декоративно-прикладного искусства – спираль. Это – символ жизненной силы, которая ассоциировано связана с водоворотом и смерчем, спиралевидным типом развития отдельных растений (например, папоротника), свернувшийся змеей или спиральными рогами – безусловным в Центральной Азии символом благополучия, богатства жизни. В культуре ислама он наделяется новым смыслом: спираль можно рассматривать как символ вечного движения, стремления к постижению истине или божества. Спираль получила свое выражение в архитектуре купольных мечетей.
ЗВЕЗДЫ
Изображение звезд скорее всего связанно с особым отношением мусульманского мира к астрономии и астрологии. По звездам агентировались в пространстве и времени, их воспевали и любовались их красотой, высчитывали наиболее благоприятное время для сельскохозяйственных работ и начала военных походов. В некоторых случаях звезды доминируют к декоре, на пример на тимпане медресе великого астронома и правителя Самарканда Мирзо Улугбека или панно неизвестного мавзолея Шахи – Зинда.
Символы в Узбекистане укрощают не только древние здания и музейные экспонаты. Их можно обнаружит в творениях со временных мастеров прикладного искусства и зодчества, в предметах быта. Они выполняют функцию оберегов, передают информацию потомком, сохраняя великую гармонию красоты.
«ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУР» ПО ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА
ИЗ МОСКВЫ И САНКТ ПЕТЕРБУРГА