ТРАДИЦИИ ХИВИНСКОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

Н.А.Аведова.

                                                                                              «Искусство зодчих Узбекистана».

                                                                                              Вып. IV. Изд-во «ФАН», Т., 1969 г.

 Искусство узбекских зодчих, как показывает его историческая традиция развития, органически привлекательные приемы художественного оформления архитектурных конструкций и деталей. Локальные особенности планировочно-строительных приемов, технология обработки натуральных материалов и, разумеется, общий уровень художественной культуры отражались в архитектурном декоре, наделяя его чертами своеобразия.


   В зависимости от богатого архитектурного декора Узбекистана выделяются разработанные растительные приемы орнаментальной, преимущественно геометрической, резьбы по дереву и росписи. Одни из главных мест здесь заняты резным деревом. Общие художественные исследования и локальные особенности искусства царств до наших дней в творчестве редких мастеров, живущих в старинных культурных центрах Узбекистана, где памятники как отдельные, так и масштабные резьбы по дереву соотносятся с расцветом и распространением в народном быту резного дерева и в наши дни.


   Один из центров узбекской, вернее всей среднеазиатской архитектурной резьбы – Хива . Здесь, по счастливой случайности, уцелели перенесенные в более поздние строения средневековых мечетей изящные разрушения резных деревянных колонн X-XIV вв. (в интерьере мечети Джума, в богайване мечетибонлы).


   Они являются талантливыми мастерами-художниками, являются весьма трудной проверкой печати зрелого искусства. В нем встречается строго канон художественного мастерства, глубокое владение способностями.


   Средневековое резное дерево Хивы, надо приобрести, не было привилегии дворцовой и культовой архитектуры, оно жило и в народном зодчестве, но здесь не сохранилось образцов, как не сохранились и сами постройки. Однако традиция архитектурной резьбы не прервалась, что произошло, как явление необычное, резные колонны и двери массовых жилых построек и дворцово-культовых сооружений Хивы XIX в. В то время роль резного дерева как обычного вида хивинского архитектурного декора была весьма значительна, особенно в массовых жилых постройках. Лишь в наиболее парадных зданиях Хивы – храмах, мечетях, мавзолеях, кроме деревянного декора, встречались сине-белая майолика, изредка резьба по ганчу с надежной ее подкраской.Вальных орнаментальных мотивах майоликовых росписей и резного ганча наблюдается их близкая связь с декоративными канонами резного дерева. Лишь в редких настенных росписях по ганчу и потолочных росписях по дереву XIX в. (например, во дворце Таш-хаули ) наблюдения совершенно оригинальные, трактованные в свободной живописной манере, растительные мотивы (плоды гранатов, яблок, персиков, различных цветов). Как и яркие росписи старинных деревянных сундуков, они, вероятно, являются отголосками древнего искусства хорезмийской росписи.


   Не случайно резное дерево стало массовым декором в хивинском зодчестве. Здесь видна прямая связь с характером планировки жилища, плотностью от особенностей южного ветреного климата и обычаев быта.


   В среднеархитектурном стиле прошлого века резное деревянное оформление преимущественно включает наружные входы, двери, калитки, ворота, колонны айванов массовых жилых построек, а также дворцовых и культовых помещений. Резной и расписной ганч, в основном являющийся декором интерьера, употреблялся для отделки парадных комнат и украшений айванов.

резьбы по дереву
резьба по дереву

   Орнаментальная резьба по дереву, как и любое другое средство художественной выразительности в решениях народных зодчих, всегда органично согласовывается с раскрытием и пропорциями архитектуры и используется в наиболее выгодных для обозрения деталей и конструкций. При этом оформляются именно те помещения, где люди проводят больше времени.


   В Бухаре с ее знойным климатом оборудованы помещения в жаркое время дня дома затененные комнаты и балконы, обычно украшенные резьбой и росписью по ганчу и дереву.



   В Хиве похожее помещение является высоким замедленным айваном, с исключительной резной колонной, защитой главной прогонки. По словам хивинского народного мастера-орнаменталиста Абдуллы Балтаева, изредка встречались простые, не украшенные резьбой колонны на больших айванах, ставившиеся как временные, когда при строительстве дома у хозяина не было сообщений для заказов резных.


 читать далее…>>>