ТОРГОВЫЕ КУПОЛА II-часть

БУХАРСКИЕ МАСТЕРА  — ЗОЛОТОЕ УКРОЩЕНИЕ И ШИТЬЕ

 

 

Старейшим промыслом, соединившим в себе искусство ювелиров и вышивальщиков, было знаменитое бухарское золотое шитье. Шитьем золотыми и серебряными нитями были заняты мужчины. Шелковая или бумажная нить плотно обматывалась тончайшей полоской золота или серебра. Нить затем пришивалась стежками обычно к цветному бархатному фону. Есть несколько форм шитья: «заминдузи» — сплошная, плоскостная зашивка, и «гульдузи» — шитье по контуру рисунка. Элементы рисунка строго симметричны и чаще строятся по вертикальной оси. На сильно натянутую ткань накладывается врезанный из бумаги трафарет, который затем плотно покрывается золотой или серебряной нитью. Все время перекладывая палочку, на которую намотана сверкающая проволочка, мастер вертикальными ударами иглы прихватывает ее к основе узора. Нить прокладывается очень плотно (на 1 см приходится 10-12 витков), и создается впечатление блестящей монолитной поверхности. Узоры традиционны.

 

 

 

 

 

Орнаментальное искусство Средней Азии достигло высокого совершенства. Этому в большой степени способствовало то, что ислам запрещал создание изображений. Хотя это запрещение и не содержится в Коране, но в хадисах из того, что Аллах в Коране назван «формовщиком», творцом, сделан вывод: творцы изображений являются дерзостными подражателями Бога и заслуживают наказания.
Закон,

 

созданный на основании подобного толкования, запрещает изображать живые существа, но не деревья и вещи. При этом некоторые законоведы разграничивали изображение животных на предметах, которые топчут и мнут (ковры, подушки), от сделанных на одежде: первые допускались, вторые – нет. Поэтому ограничение возможности изображать живые существа привело к повышенному увлечению орнаментикой и, естественно, особенному ее развитию в искусстве Востока.
Бухарские мастера, художники-орнаменталисты входили в корпорации почти всех ремесленных спецификаций. В строительном деле, например, мастером высшей квалификации считался «ганчкор» — резчик по алебастру. Он обязан был знать досконально мастерство каменщика, но, кроме этого, еще технологию резьбы и уметь составлять оригинальный узор.


 

 

 

 

     Из строителей-плотников выделялись особые мастера «дарсоз», умевшие делать и украшать резьбой двери, как известно, являвшиеся важнейшей частью дома и почти единственным убранством монотонных азиатских улиц.


 

 

Обработка меда

 

 

Бухарские мастера славились умением обрабатывать медь. Еще и теперь в определенных местах города, согласно традиции, размещаются лавки медников, из которых далеко несется стук молотков. Медники выделывали, главным образом, посуду: кувшины-чайники (чойдиши), подносы – лаали, большие кувшины для хранения воды – хуми мис. Только очень хороший мастер умел выделывать разные предметы, обычно же он специализировался на чем-либо одном. Всего в Бухаре было около 1000 медников.
Медь употреблялась двух цветов: желтая – биринджи и красная – мис. Специальной обработкой добивались получения особенно красивого красного цвета. Готовое изделие проходило окончательную отделку у мастера-чеканщика. Камышовым пером (потом его заменили на карандаш) на сосуд наносился рисунок, который прорабатывался затем небольшими долотцами – калам. Бухарский чеканный узор на меди отличается особенной чистотой и усложненностью орнаментальных мотивов.
Одним из старейших бухарских промыслов было ткачество. Хлопчатые и шелковые ткани вывозились во многие страны. Еще Наршахи писал: «В Бухаре между крепостью и городом, возле соборной мечети, была большая мастерская, где ткали ковры, занавесы, подушки, подстилки для молитвы (джой-намоз) и ткани для покрывания полов во дворце халифа. Все эти ткани выделывались такого высокого достоинства, что за одну занавесь можно было отдать всю поземельную подать Бухары. Из Багдада ежегодно приезжал отдельный сборщик податей, и все подати Бухары получал сотканными там одеждами. … Не было царя, амира, Раиса, чиновника, который не носил бы одежда из этой материи. Материи выделывались красного, белого и зеленого цветов». Всевозможные ткани продавались с XVI в. в тиме Абдулла-хана.
Несомненно, что творчество среднеазиатских мастеров — ремесленников оказало широкое влияние на искусство многих стран, так или иначе, на исторических дорогах, сталкивавшихся с их самобытным мастерством.

Бухарские мастера — ремесленники объединялись в корпорации, или цеха. Официально в городе было 32 ремесленных цеха. Ремесленник был уважаемым человеком. Почтение к ремеслу поддерживалось рядом верований. Считалось, что ремесла ниспослал людям Аллах через архангела Джебраила (Гавриила). Это верование, с одной стороны, мешало проникновению в ремесла новых веяний, так как признавалось недопустимым малейшее нарушение «богом данных» приемов работы. С другой стороны, в этих часто застывших и консервативных рамках приводило к высочайшему совершенствованию. Тем более, что существовало множество уловок, позволявших талантливому мастеру обходить традиционные установления.

[vc_empty_space]

[vc_googleplus]

[vc_pinterest]

[vc_tweetmeme]

[vc_facebook]

[vc_empty_space]