ДАХМА ШЕЙБАНИДОВ

Тим (Чор-Су)

Значительным памятником гражданского типа на площади Регистан является Тим (Чор-Су), построенный в 90-е годы XVIII в. у северо-восточного угла медресе Шер-Дор. Чор-Су в плане представляет собой шестигранное помещение, в центре с высоким куполом и расходящимися от него радиусом шестью коридорами-проходами, по числу городских ворот: Бухарских, Каризгах, Сузангаранских, Фируза, Аханин и Хайдарабад. Так были названы при Тимуре шесть основных ворот Самарканда. Тим служил центральным рынком по продаже головных уборов «тими тильпак-фурушан».

 

Дахма Шейбанидов.

 

Между медресе Шер-Дор и Тилля-Кари расположена дахма Шейбанидов. Первоначально она была расположена во дворе Мадраса-йи Алийа, которое находилось к юго-востоку от Регистана. Первым в этом медресе был погребен Махмуд Султан (брат Шейбани-хана), убитый в 1504 г. Над его могилой было возведено особое деревянное четырехстолпное перекрытие-навес, открытый по четырем сторонам. Фадлаллах ибн Рузбихан в сочинении «Михман-нама» называет его термином «талар». Этим же термином южносурхандарьинское население называет четырехстолпный навес, сооруженный над суффой – «чорпоя», которая служит местом отдыха и чаепития в летние дни. В 1509 г. в Мадраса-йи Алийа были перевезены из Бухары и похоронены останки матери Шейбани-хана. Затем здесь же были похоронены сам Шейбани-хан (в 1510 г.), его сын Тимур Султан (в 1514 г.).  Неизвестно, как и где были расположены эти могилы, однако вид особой семейной усыпальницы – дахмы («высокой суффа») они приобрели по распоряжению жены Тимур Султана – Михр Султан Ханим. В 1871 г. фотограф Отто Ренар зафиксировал эту дахму со стоящими на ней надгробиями. Судя по всему, она была квадратная в плане и не менее 10-11 м в стороне. Спустя несколько лет, при открытии дороги, ведущей к мечети Биби-Ханым, дахма была перенесена примерно на 70-80 м к юго-востоку; порядок расположения надгробий был сохранен, но размеры дахмы уменьшены вдвое. Во время повторной реконструкции старогородской части Самарканда в 1960-62 гг. дахма была вновь перенесена к площади Регистан, где сейчас и находится.

 

Дахма –гробница

 

Дахма – зороастрийский термин, восходящий через «дафма» к индоевропейскому корню ДХМБХ («хоронить»). В восточных регионах мусульманского мира, находившихся под влиянием древнеиранской культуры, дахма – «погребальное сооружение», «гробница», «надгробие» (араб. Синоним суффа, тахт). Доисламские дахмы представляли собой произвольно ориентированные здания с плоской кровлей, включали одну-две или несколько погребальных камер и служили для выставления трупа на кровле и хранения очищенных костей внутри сооружения. Судя по материалам Пенджикента, дахмы предназначались для хранения останков членов одной семьи различного пола и возраста. В научной литературе их принято называть наусами. С распространением ислама и сменой идеологии происходила постепенная трансформация погребальных сооружений и обряда. Мусульманские дахмы ориентированы по сторонам света, а на кровлях устанавливались надгробия в честь умерших. Покойного в саване укладывали в центре погребальной камеры головой на север, обычно с поворотом лица на запад в сторону Мекки. При погребении соблюдалось разделение по половому признаку: мужчин и женщин хоронили в разных помещениях.

Остатки одной из ранних мусульманских дахм исследованы во время археологических работ на некрополе Чхар Бакр (Бухара) – погребения Абу Бакра Са’ада и его сына Абу Бакра Ахмада, конец Х в.

В XVI – нач. XX в. в Бухаре, Самарканде и других крупных городах на территории культовых комплексов дахмы возводились над погребениями (или для погребения) духовных авторитетов либо лиц, занимавших достаточно высокое социальное положение, и членов их семей. При большом разбросе размеров (общая площадь сооружений – от 1,4 до 230 кв. м, высота – от 0,6 до 2,4 м) и различном декоративном оформлении (шлифованный кирпич, известняк, мрамор, ганч-алебастр) внешний вид их унифицирован. По форме дахма – параллепипед с цоколем и фундаментом, толщина которого зависит от размеров сооружения. В XVI-XVII вв. по периметру их плоских кровель устанавливали ажурные мраморные балюстрады. Существовало два основных типа дахмы:

  1. Собственно погребальное сооружение.
  2. Дахма – надгробие.

Первый тип – наземные либо полуподземные погребальные камеры, перекрытые арочными сводами или небольшими куполами. Изучено несколько вариантов плана дахмы этого типа.

  1. В южной части здания располагается коридор, вход в него устроен в стене дахмы либо с кровли. В северной стене коридора – входы в 2-3 погребальные камеры. Высота помещений – 1,6-2,2 м, в своде обычно устраивали световые отверстия – продухи; площади коридоров – от 7 до 32 кв. м, площадь погребальных камер – от 6,8 до 22 кв.м.
  2. Дахма состоит из двух погребальных камер без коридора. Вход-лаз ведет снаружи в помещение, предназначенное для погребения мужчин, в его стене располагается вход в женскую погребальную камеру.
  3. Двухкамерная дахма с индивидуальными входами в каждое помещение.
  4. Однокамерные дахмы.

Отмечены особенности погребального обряда, восходящего к доисламским верованиям. Покойного укладывали в центре погребальной камеры на свеженасыпанный слой земли, саван развязывали и опускали на уровень груди. Останки предшествующего захоронения сдвигали в северо-восточный угол помещения. Разновидность помещений этого типа – дахма без помещений. Их внутреннее пространство засыпано чистой землей. По мере надобности в них для каждого умершего сооружали индивидуальные сагана либо кирпичные ящики (сандук). (Е.Г.Некрасова. «Ислам на территории бывшей Российской империи». Энциклопедический словарь, вып. 1. М., 1998 г.)


читать далее…>>>комплекс Имам Аль Бухори