КАРАХАНИДЫ I часть

      Конец X в. начало XI в. отмечены началом мощного потока экспансии Мавераннахра тюрко-язычными народами, огромная масса которых скопилась на севере и востоке, как остатки некогда могущественного Тюркского каганата. Во многом их продвижению способствовали сначала арабские власти, а затем Саманиды.

 

      Помимо гвардии халифов, куда набирались тюрки, известные своей воинственностью, мужеством и ловкостью, тюркские племена использовали также для несения пограничной службы и ввели правило переселять их для заселения пограничных провинций. Из них создавались военные округи, которые впоследствии превращались в ядро будущих народов и наций. Практически таким путем подготавливалась тюркизация Малой Азии и некоторых других областей.

 

      В восточной части Средней Азии от южных склонов Алтая, у подножия Центрального Тянь-Шаня, по всему Семиречью, по долинам рек Чу, Или, Нарын и Талас – до Памира в VIII-X вв. происходил процесс формирования конфедерации тюрко-язычных народов. В их состав входили (всего 92 племени) карлуки, чигили, ягма, тухси, уйгуры, огузы, кипчаки. Самое крупное объединение было, несомненно, — племена карлуков. Их кочевья протянулись от Сырдарьи до Тарима. Они полностью заселили Ферганскую долину, долины рек: Чу, Или и частично Нарын, верховья рек Чаткал и Пскем. Их центр  находился в Баласагуне (между теперешним Бишкеком и Токмаком). Карлуки сыграли решающую роль в образовании государства Караханидов и составили ядро их войск.

      В.В. Бартольд считает, что в составе Караханидов решающую роль играли чигили. Язык чигилей объединял носителей тюркских диалектов и преобладал во всем караханидском государстве. В формировании государства Караханидов участвовали также кенджеки, ябаку, киргизы, согдийцы, огузо-туркмены, канглы.

 

САТУК АБДАЛ КАРИМ КАРАХАН — ТИТУЛ КАРАХАН 

 

      Название «Караханиды» произошло от титула одного из предводителей карлуков, принявшего ислам – Сатука Абдал Карима Карахана. Титул — «карахан» («кара-хан») —   впоследствии носили представители династии Караханидов («кара» — народ, масса людей; «хан» — правитель). Часто караханидские правители носили титулы «буграхан» («бугра» — двугорбый верблюд – тотем племени ягма) или «арсланхан» («арслан» — лев — тотем племени чигили).

      Родоначальник династии Караханидов и основоположник нового государства тюрок Сатук Карахан умер, согласно утверждению

      В.В. Бартольда, в 955г. Его приемники овладевают всей территорией Центрального Тянь-Шаня и Семиречья, а затем начинают вторжение в Мавераннахр.

      Результатом систематической борьбы за утверждение своей власти в Мавераннахре является завоевание Ферганской долины в 990г., где Караханиды начинают чеканить свою монету. Затем Харун Бограхан подчинил Исфиджаб (Чимкент) и в 992г. начал наступление на Бухару. В битве при Кермине (Кармана – Навоинская обл.) Караханиды одержали победу, и правитель Саманидов Нух II бежал в Чарджуй (Чарджоу — Туркмения). Далее Харун пошел на Самарканд, но заболел и вынужден был вернуться в Баласагун, где вскоре умер.

      В 999г. предводитель Караханидов – Наср без сопротивления занял Бухару, где к этому времени опять воцарился на престол Нух II. В решающий момент все духовенство отказалось поддержать Саманидов и это сыграло решающую роль.

      Последнюю попытку восстановить власть Саманидов сделал один из сыновей Нуха II –  Исмаил. Он заключил соглашение с Махмудом Газневийским и сельджуками, нанес поражение Караханидам, но все-таки в 1005г. вынужден был уступить и уйти в Хорасан. Так  закончилось правление Саманидов и Караханиды захватили все их владения в Мавераннахре.

      Территория, которой владели Караханиды, простиралась от Бухары и нижнего течения Сырдарьи – на западе, до Семиречья и Кашгара – на востоке. Но уже в 1016г. члены караханидского дома затеяли междоусобную войну и в результате кровной розни в 1041г. ханство распалось на две части: западная – с центром в Бухаре, включавшая Мавераннахр и запад Ферганской долины вплоть до Ходжента; восточная – с Таласом, Исфиджабом (Чимкент), Шашем, восточной частью Ферганской долины, Семиречьем и Кашгарией, где военной и политической  столицей был Баласагун, а религиозный и культурный центр находился в Кашгаре.

 

 

ЭПОХА КАРАХАНИДОВ

 

      В эпоху Караханидов феодализм, как способ производства сделал важный шаг в направлении своего полного оформления. У кочевников процесс разложения патриархально-родовых отношений развивался крайне медленно. Быт и традиции скотоводческих хозяйств обеспечивали господство аристократической верхушки, поддерживая свою власть и положение грабительскими походами и войнами.

      В целом, население занималось земледелием, ремеслом, охотой и торговлей. В экономике важную роль играло скотоводство, сохранившего традиции кочевого прошлого, преимущественно коневодство. Лошади широко использовались для почтовой службы, отправки посольств, а также для продажи и обмена. В государстве Караханидов существовала хорошо организованная почтовая служба для доставки правительственных распоряжений, известий и т.п. С этой целью на определенном расстоянии были организованы почтовые станции, где содержались всегда готовые к выезду кони (улач) для ямщиков.

      Как и во всяком другом восточно-деспотическом государстве, Караханиды создали централизованный аппарат со сложной, но эффективной системой управления. Верховная власть принадлежала кагану, являющемуся единоличным властителем всей империи,  владельцем всех земель, движимым и недвижимым имуществом, а также всех живых душ. Во главе городов и областей он назначал своих родственников и приближенных, которые правили от его имени. Все владения делились на вилайеты (области, провинции), управляемые беками-тарханами. В городах правили хакимы и раисы. Вся политическая система жила, прежде всего, за счет гигантского фонда земель, в этом был главный источник поступления доходов в казну и еще икта (передача ленного землевладения по наследству), которая стала частым явлением. Затем недвижимое имущество Саманидов, перешедшее в руки караханидских правителей.

      Ислам стал господствующей религией в государстве. Все победоносные войны, грабежи и территориальные захваты проводились под лозунгом «священной войны» и неудивительно поэтому, что большим почетом и влиянием пользовалось духовенство.

     Широко распространилась система завещания земель, движимого и недвижимого имущества мечетям и медресе – это был «вакуф», который стал, впоследствии, основой могущества и усиления влияния духовных лиц на государственную власть и привело к тому, что духовенство, на тот момент, являлось самым крупным феодальным синьором. 

      Власть духовенства стала оплотом феодальной системы, опорой всех самых реакционных сил в Мавераннахре.

      Феодализм на территории Средней Азии в период правления Саманидов, Караханидов, а затем и Хорезмшахов имел прогрессивное значение. Он разрушал родоплеменные отношения и выдвигал на передний план территориальные объединения, создавал огромные возможности для развития торгово-денежных отношений. Потребности господствующего класса феодалов рождали спрос на новые орудия труда, на оружие, на гужевой транспорт, на одежду, на изящную посуду, что поощряло развитие торговли между отдельными провинциями, территориальными объединениями и государствами.

      Это и стало основой быстрого роста городов при Караханидах, самыми крупными из которых продолжали оставаться Самарканд и Бухара, достигшие максимального территориального развития в тот период.

      С установлением строжайшего порядка на дорогах, оживилась торговля, расширился поток товаров по Шелковому пути, в особенности по его шашскому направлению: Ташкент – Отрар – Сайрам – Баласагун – Иссык-Куль и т.д. Это привело к новому подъему ремесленного производства в караханидском каганате и прежде всего гончарного, стекольного, кузнечного, медицинского и ювелирного дела, переработке продуктов сельского хозяйства, строительства.


ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Историк-востоковед Хидоятов Г.М.
(в сокращении, адаптировано)

читать далее….>>>

[vc_empty_space]
[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]
[vc_empty_space]