ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

      Тюркский каганат — Китайские источники рассказывают, что в 92 году, после поражения гуннов китайскими войсками, одно из их племен под родовым названием Ашина, удалилось к подошве Алтая и поселилось здесь с разрешения жуан-жуаней, обязавшись вместо податей добывать для них железо. Китайцы называли эти племена тукую, а в дальнейшем это слово преобразовалось в тюрк-ют (тюрки), означавшее «сильный, крепкий» (Л.Н.Гумилев «Древние тюрки»). Легенды же рассказывают, что горы Алтая, напоминавшие круглые шлемы, и определили название тукуе, что означало «шлем» (И.Бичурин).

      Природа Алтая оказалась щедрой и благодатной и численность племен Ашина стала быстро расти. Горы были покрыты хвойным лесом и богаты железом. Земля в долинах была ровной и травянистой, климат – мягкий и влажный. Скот размножался беспрепятственно, люди богатели. В стране было изобилие мяса, молока, шерсти, кожи, бурно развивалось растениеводство. Постепенно владения этих племен расширялись и к концу V в. в них входило уже все Семиречье (территория Киргизии).

      Значительную роль в росте их могущества тюркского каганата сыграло развитие торговых отношений. Кочевые империи во все времена были притягательны для купцов из разных стран. Здесь они находили выгодный сбыт своим товарам, особенно тканям – главному предмету ввоза к кочевникам. В то же время кочевники предоставляли им в большом количестве продукты животноводства: кожу, мясо, кости, шерсть, животный жир.  В связи с этим в VI в. наблюдается сдвиг торговых путей на север. Караваны купцов и путешественников из Самарканда отправлялись через Ташкент и Аулие-Ата (Джамбул), минуя Ферганскую долину, в Семиречье — к реке Чу, далее — по южному берегу Иссык-Куля, через перевал Бедель — в Аксу.


 

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

 


      Предгорья Алтая были населены племенами, говорящими на тюркском языке. Тукуе смешались с ними и в дальнейшем, всех, кто говорил  на этом языке, стали называть по имени господствующего народа – тюрками. Они стали тюркоязычными народами, хотя часто по физическому и психическому складу, по культурным традициям и обычаям были совершенно разными. Видимо уже к VI в. вся территория между Амударьей и Чу в культурном отношении представляла одно целое: одежда жителей, письмена и язык были одинаковы. Одна половина жителей занималась земледелием, другая – кочевым скотоводством. В городе Суябе, на берегу реки Чу, находился центр торговли региона, где постоянно проживали купцы из разных стран. В окрестностях Суяба располагалась и орда кагана западных тюрков.

      В 552г. происходит первое крупное столкновение тюрков с жуан-жуанями, когда тюрки одержали победу и навсегда ниспровергли владычество своих бывших покровителей. Тюркский владетель объявил себя илиханом, т.е. ханом с реки Или и отныне, ильхан стало общим названием правителей тюркских народов.

      Тюркюты имели огромный опыт добычи и плавки железа и были большими мастерами своего дела. Они выплавляли высококачественное железо, а алтайские мастера изготавливали из него отличные ножи, топоры, стремена, удила, мечи, сабли, наконечники копий и стрел, а также котлы подвесные и стоячие – на конической основе. На территории современной Тувы добывалось не только железо, но и золото, серебро, олово и медь – все это привозилось на Алтай, где местными мастерами изготавливались украшения, посуда, оружие, домашняя утварь.

      В религии тюркютов господствовал культ неба – тангри, которому совершались регулярные жертвоприношения. Они поклонялись духу неба, который назывался кудай (бог). Тюркюты верили в загробную жизнь, поэтому в случае смерти кого-либо, убивали его слуг, любимую жену, лошадь для того, чтобы они сопровождали покойного в загробный мир.

      Основу экономики составляло кочевое животноводство и охота на крупных зверей. В долинах преобладало земледелие. Шкуры животных шли на одежду и покрытие шатров, а из шерсти изготавливали войлок и шерстяные ткани. Самым распространенным и любимым напитком был кумыс (из кобыльего молока).

      Женщина в обществе занимала почетное место. Сын, входя в юрту, кланялся сначала матери, а потом отцу.


 

АТИЛЛА

 


      Гуннское объединение, существовавшее в прикаспийских степях, ушло в 375г. на запад и в 433г. создало могущественную гуннскую федерацию во главе с Атиллой, которая  распалась в V в. и на ее месте образовались булгары, сувары, авары, хазары. В 554г. огромный поток тюркских племен двинулся на запад.     Их армия состояла только из кавалерии, закованной в латы, невиданные еще в то время, и им не составило труда одерживать довольно легкие победы. К тому же практически не было силы, которая могла бы им противостоять. В 555г. тюркюты достигли Аральского моря, подчинив себе территорию Великой степи (Центральный Казахстан) и Хорезм. В 565г. они разгромили эфталитов.

      Часть из них бежала в свои южные владения (Афганистан, Индия), часть же ушла в горы, где и сохранилась до нашего времени. В 558г. разгромив племена хуни (потомки сармато-аланских племен), вар и огоров (угры – предки венгров), тюркюты вышли к Волге, гоня перед собой тех, кто отказывался покориться. Однако Волгу они не перешли, ограничившись подчинением народов приуральских степей. Так была создана новая огромная держава, простиравшаяся от Китая до Волги – Тюркский каганат и  Средняя Азия стала его частью. Это было рабовладельческое общество в его «тюркском издании».


 

КУЛ — КИТАЙСКИЕ РАБЫ

 


      Здесь впервые появляется слово «кул» — раб, причем рабы были не только добычей военных походов, но и результатом купли-продажи. Самое большое число рабов было из Китая, из числа военнопленных, которых приводили тысячами. Хозяева селили их на свободных землях, а затем взимали с них налоги. Женщин использовали в качестве домашней прислуги и наложниц. Создавались специальные поселки, заселенные  исключительно пленными. В регулярные подати входили лошади, золотой песок, железо, медь, скот, рыба, а также наличные деньги (монеты). Часть этих поступлений шла на содержание громадной армии, но львиную долю получала сложившаяся военно-феодальная аристократия, правящая верхушка и конечно ханы.

      Вершину этой несложной пирамиды представлял хан. Он скопил огромные богатства и по своему состоянию не уступал персидским шахиншахам. Шатры каганов были сотканы из шелка и бархата, устланы дорогими персидскими коврами, а сосуды для еды и питья сделаны из золота. Каганы носили зеленый шелковый плащ, распущенные волосы, голову обертывали куском шелка длиной в 3м, а у свиты волосы были заплетены, что указывало на связь с китайскими традициями.


ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»

Историк-востоковед Хидоятов Г.М.

(в сокращении, адаптировано)


читать далее…>>>

[vc_empty_space][vc_empty_space]
[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]